• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Государства


    Албания
    name="1004047-A-101">АЛБАНИЯ, Республика Албания, государство в Юго-Восточной Европе, на западе Балканского п-ова. Граничит с Сербией и Черногорией на севере и востоке, Македонией на востоке и Грецией на юге и юго-востоке; на западе омывается водами Адриатического моря, на юго-западе – Ионическим морем. На юге пролив Отранто, шириной в 75 км, отделяет Албанию от Италии. Площадь – 28 748 кв. км. Наибольшая протяженность с севера на юг ок. 345 км. Ширина меняется от 145 км на юге до 80–100 км на севере. Протяженность береговой линии 472 км. Столица – город Тирана.

    В прошлом территория была населена иллирийцами, которых греки (во 2 в. н.э.) называли албанами, откуда и пошло название страны. Сами жители Албании в Средние века называли страну «Арбер», а себя «арберами». В конце 18 в. этноним «албанцы» был вытеснен новым – «шкиптары» («те, кто говорят ясно, понятно»). Это самоназвание сохраняется и сегодня. Несмотря на неоднократные вторжения римлян, славян и турок, албанцы сохранили этническую самобытность. В период длительного турецкого господства произошел массовый переход населения из христианства в мусульманство, которое в настоящее время является преобладающей религией. Албания приобрела независимость до Первой мировой войны. Вначале она была провозглашена республикой, затем – монархией. С ноября 1944 по июнь 1991 страной правили коммунисты. Первоначально коммунистическая Албания входила в блок, возглавлявшийся СССР, в 1961–1977 идеологически примыкала к Китаю.

    name="1004047108">Этнический состав. Албанцы (самоназвание – шкиптары) произошли от иллирийцев, населявших на заре письменной истории часть страны, расположенную к северу от р.Шкумбини. Южная Албания в то время находилась под греческим влиянием. Оба района надолго попадали под власть римских, славянских и турецких завоевателей, однако до сих пор сохраняются существенные различия между гегами, живущими к северу от р.Шкумбини, и тосками, проживающими к югу от нее. Эти различия, сильно препятствовавшие объединению и модернизации Албании, были важным фактором, предопределившим становление коммунистической власти, и они до сих пор влияют на политику страны.

    Кроме албанцев, в Албании проживают около 120 000 цыган (2,8%), 66 тыс. греков (1,7%), 30 тыс. македонцев (0,9%), 20 тыс. аромунов (0,6%) и 20 тыс. черногорцев (0,6%), а также небольшие группы египтян и болгар.

    Греки представляют наиболее значительное национальное меньшинство. По официальным данным, в Албании насчитывается около 66 тыс. этнических греков. Однако греческое правительство называет цифру 280 тыс. человек. В основном греческое население компактно расселено в городах и деревнях округов Гирокастра, Влёра, Дельвина и Саранда на юге страны.

    Кроме греческих общин имеется ряд других этнических меньшинств. Черногорцы живут в нескольких маленьких деревнях возле Шкодера на севере, недалеко от границы с Черногорией. Македонцы населяют главным образом восточные районы страны. Они составляют относительное большинство в нескольких деревнях на берегу озера Преспа. Кроме того, небольшие македонские общины существуют в Корче, Поградеце, Эльбасане и Тиране.

    Аромунов, или влахов, относят к румынам, хотя многие из них восприняли греческую культуру. Большинство аромунов сконцентрированы на юго-западном побережье страны (Фиери, Люшня, Берат и Влёра и на юго-востоке, то есть в тех же районах, что и греческое меньшинство (Гирокастра, Саранда, Пермети, Поградец). Небольшие группы, среди них преобладают торговцы, возчики и пастухи, рассредоточены по всему югу Албании. Значительные общины аромунов живут в Корче, а также в Дурресе, Тиране и Эльбасане. Точные данные об общей численности аромунов отсутствуют, так как они обычно включаются в состав греческого православного меньшинства.

    Наконец, цыганское меньшинство рассеяно по всей территории страны, хотя наиболее крупные общины расположены вблизи г.Корча.

    name="1004047109">Демография. Рост Албании в прошлом сдерживался из-за болезней, голода, войн, миграций и феодальных распрей, но с 1920-х годов он резко усилился. В 1945 в стране проживали 1115 тыс. человек, в 1960 – 1626 тыс., а в 1995 – 3410 тыс. Естественный прирост в период с 1975 по 1987 составлял 2,2% в год. Этот рекордно высокий показатель для всей Европы – результат снижения смертности, особенно детской, тогда как рождаемость оставалась довольно высокой. Среднегодовой естественный прирост колебался от 0,9% в год с 1990 по 1995 до 1,03% в 2003, а в 2004 составил всего 0,51%.

    Ожидаемая средняя продолжительность жизни в 2004 оценивалась в 77,1 год, в т.ч. 74,4 года для мужчин и 80 лет для женщин. По данным на 2004, численность населения страны – 3544 тыс. человек.

    Не менее 352 тыс. жителей Албании работают за границей. Крупные албанские общины имеются в центральной Греции (включая Афины), на п-ове Пелопоннес и островах Эгейского моря (около 150 тыс. человек). Большая албанская диаспора (свыше 120 тыс. человек) находится в Италии – на юге Апеннинского п-ова и в западной Сицилии, а небольшие общины – в США, Турции, Египте и на Украине. В настоящее время эти этнические группы сильно ассимилированы местным населением. Несколько тысяч албанцев (т.н. чамов) в северо-западной Греции сохранили свой язык и культуру. На юго-западе Югославии компактно проживала большая группа албанцев-косоваров (до 1,6 млн. человек) – преимущественно в бывшей автономной области Косово (еще ранее – автономный край Косово и Метохия, сокращенно Космет), а также в Македонии (490 тыс.) и Черногории (40 тыс.). Косовары стали объектом этнической дискриминации в Югославии, поскольку в 1989 националистическое правительство Сербии упразднило эту автономию. В конце 1990-х «этнические чистки» в Косово привели к открытому вооруженному конфликту, в ходе которого поток албанских беженцев хлынул за границу, преимущественно в Албанию, где нашли убежище 450 тыс. человек.

    name="1004047110">Города. До Второй мировой войны албанское население жило преимущественно в сельской местности. Индустриализация, проводившаяся коммунистами, сопровождалась перемещением населения из горных деревень на прибрежную равнину и в предгорья. После 1945 индустриализация во многом стимулировала рост городов, которые традиционно функционировали как торговые и административно-распределительные центры. В 1930 в городах с числом жителей более 5000 проживало всего 14,5% населения. В 1950 этот показатель вырос до 20%, а в 1985 – до 34%. По данным на 2002, в городах проживало около 44% населения.

    В столице страны Тиране в 1938 проживало 25 тыс. человек, в 1950 – 80 тыс., в 1989 – 238 тыс., в середине 1990-х годов – 244 тыс., в 2001 – 343 тыс. По разным оценкам, население Тираны в 2003 колебалось от 353 тыс. до (неофициально) 700 тыс. человек. Другие наиболее значительные города: Дуррес (99,5 тыс. жителей), Эльбасан (87,7 тыс.), Шкодер (82,4 тыс.) и Влёра (77,6 тыс.) (данные на 2001).

    Средняя плотность населения – 129 человек / кв. км. Наиболее густо заселены прибрежные районы и горные долины. К слабонаселенным относятся горные районы на востоке и северо-востоке страны.

    name="1004047111">Язык. Албанский язык (штип) принадлежит к индоевропейской семье языков. Он использует латинский алфавит, но не имеет отношения ни к одной из крупных европейских лингвистических групп. Первые образцы албанской письменности восходят к 15 в. Захват Албании Османской империей снизил значение албанского языка, поскольку основными языками в культуре и политике были греческий и турецкий. В конце 19 в. албанский язык вновь стал играть большую роль в жизни страны. Существуют две группы албанских диалектов – гегский на севере и тоскский на юге. Различия гегского и тоскского диалектов, основывавшихся на древнем иллирийском языке, частично нивелировались благодаря введению в 1908 системы двойного алфавита. Однако единая письменная норма так и не была выработана. В основу официального языка Албании положен тоскский диалект, на котором говорит большинство населения страны.

    Оба диалекта заимствовали много слов из языков соседних стран, в том числе из греческого, сербского, македонского, турецкого и итальянского. Однако по мере роста албанского национализма некоторые иностранные слова были устранены, а другие приближены к албанскому произношению.

    Кроме двух албанских диалектов, среди части жителей страны также распространены греческий, македонский, сербо-хорватский, валашский и аромунский (македо-румынский) языки.

    name="1004047112">Религия. Поскольку при коммунистическом правительстве информация о вероисповеданиях не публиковалась, для периода после 1945 на этот счет существуют лишь приблизительные оценки. В 1945 мусульманство исповедовало 70% населения, православие – 20% (преимущественно тоски, жившие близ границы с Грецией, на южном побережье и в городах) и католичество – 10% (геги, проживавшие на севере в районе Шкодера). В 1967, спустя 20 лет после начавшегося преследования религии на государственном уровне, число католиков сократилось до 7% и составляло ок. 130 тыс., но к 1994 оно достигло 485 тыс. Мусульмане разделились на консервативных суннитов, придерживавшихся традиционного ислама, и более умеренных бекташей, склонных к пантеистическим воззрениям, которых насчитывалось ок. 120 тыс. Мировой центр дервишского ордена бекташей находился в Албании, его влияние более всего ощущалось в районах вокруг Берата и Эльбасана, а также на юге страны. В 1967 албанское правительство закрыло все остававшиеся мечети и церкви, но в 1990 разрешило открыть некоторые из них. С начала 1990-х религиозная жизнь в Албании стала активно возрождаться. Албанские мусульмане в целом довольно пассивно восприняли идею возрождения ислама. Напротив, наиболее динамичное развитие получило христианство, что объясняется стремлением страны интегрироваться в Европу. По данным на 2000, мусульманство исповедывало 38,8% населения, католичество, по разным оценкам, – от 13,32% до 16,7%. К разным ветвям православия принадлежали 16,1% верующих, из них ок. 10,4% были последователями Албанской Автокефальной Православной Церкви. Около 11,8% верующих относились к другим конфессиям, включая многочисленные протестантские течения. Не считали себя верующими 16,6% населения.

    Среди сторонников различных конфессий отмечается взаимная толерантность. Определенные фундаменталистские тенденции наблюдаются лишь в некоторых протестантских церквях. Наряду с этим серьезную поддержку в обществе приобретает идея светского государства и секуляризации общественной жизни.

    Государственное устройство. В 15 в. Албания была захвачена Османской империей, поделившей страну на несколько провинций. После поражения Турции в первой Балканской войне 28 ноября 1912 Албания обрела независимость; в декабре того же года было сформировано временное правительство. Однако вскоре страна фактически попала под протекторат Международной комиссии (Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Россия). По договоренности великих европейских держав в марте 1914 Албания была провозглашена Албанским Княжеством. Но уже в сентябре того же года монархия была упразднена и сформировано новое национальное правительство. В годы Первой мировой войны страна оказалась оккупированной войсками различных держав.

    В январе 1920 албанский Национальный конгресс повторно провозгласил независимость Албании. В 1921 состоялись первые выборы в Национальный совет, на которых победу одержали консерваторы. Новые выборы в 1923 привели к созданию правительства меньшинства и политическому кризису. После революции к власти пришла коалиция демократических сил, возглавляемая Ф.Ноли. Правительство Ф.Ноли попыталось осуществить программу модернизации и демократизации страны, но натолкнулось на сопротивление феодальных и консервативных кругов. После того, как в январе 1925 власть захватил А.Зогу, страна была провозглашена Албанской Республикой. Первая конституция Албании, гарантировавшая президенту почти диктаторские полномочия, была утверждена 2 марта 1925. После роспуска в 1928 новое Учредительное собрание провозгласило Албанию королевством, а Ахмед Зогу стал Зогу I, «королем албанцев». В апреле 1939 Албания была оккупирована Италией. 12 апреля 1939 албанское Национальное собрание объявило об «объединении» Албанского Королевства с Италией в «личную унию», официально разорванную в 1943. С сентября 1943 по октябрь 1944 Албания была оккупирована войсками фашистской Германии.

    После Второй мировой войны, 11 января 1946 Албания была провозглашена Народной Республикой (НРА). Через два месяца по образцу конституции Югославии и СССР была создана конституция (новая редакция – 4 июля 1950 и 29 декабря 1967). В декабре 1976 принята новая конституция. Страна была переименована в Народную Социалистическую Республику Албания – «государство диктатуры пролетариата, которое выражает и защищает интересы всех трудящихся», а вся политическая власть монополизирована руководством коммунистической Албанской партии труда (АПТ).

    В декабре 1990 из конституции НСРА был исключен пункт о руководящем положении АПТ, а избирательный закон от 13 ноября 1990 утвердил новую избирательную систему, базирующуюся на принципе многопартийности. В соответствии с Законом об основных положениях конституции от 29 апреля 1991, отменившим действие прежней конституции, Албания провозглашена парламентской республикой. Новое официальное наименование государства – Республика Албания. Согласно конституционным изменениям, гражданам гарантировалось свободное волеизъявление на выборах, межпартийная конкуренция и демократически избранное правительство.

    В 1993, октябре 1994 и феврале 1995 предпринимались неоднократные попытки заменить временную конституцию постоянным документом, но все они оказались безуспешными из-за политического противоборства и нестабильного положения в стране.

    Действующая конституция принята парламентом 21 октября 1998 и одобрена на референдуме 22 ноября того же года. Согласно конституции, Албания – парламентская республика. Новая конституция закрепляет принцип разделения властей, многопартийность, гарантирует неприкосновенность частной собственности, права человека и свободы, включая свободу слова, религии, прессы, собраний и организаций. Часть основных прав может ограничиваться чрезвычайной конституцией, которая может быть утверждена президентом, правительством и парламентом в случае войны, при стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях.

    name="1004047114">Избирательная система. На парламентских выборах 1991 все албанские граждане, достигшие 18 лет, смогли впервые свободно проголосовать за любого кандидата. Хотя на этих выборах победила правящая коммунистическая партия, сам факт, что оппозиция набрала почти 40% голосов и получила 75 из 250 мест в законодательном органе, не предвещал ничего хорошего для коммунистов. В следующем году коммунистическое правление закончилось. На состоявшихся в 1992 парламентских выборах оппозиционная Демократическая партия набрала 62% голосов и получила 92 из 140 мест, одержав победу над коммунистами, которые стали называть себя социалистами (на их долю пришлось 26% голосов и 38 мест). На выборах в парламент в 1996 демократы победили во второй раз, но выборы были признаны недействительными и перенесены на 1997. На этот раз верх одержали социалисты, получив 53% голосов и 99 из 155 мест, а демократам пришлось довольствоваться только 26% голосов и 29 местами. Остальные голоса и места разделились между несколькими небольшими партиями.

    На каждых из вышеупомянутых выборов менялись либо общее число мест в парламенте, либо сама процедура голосования. В 1997 было принято сочетание двух принципов: голосование в два тура и выборы на основании пропорционального представительства. Из 155 депутатов однопалатного парламента (Народного собрания – Кувенда), избранных прямым всеобщим голосованием, 115 прошли по одномандатным округам в результате повторного голосования, а 40 – на основе пропорционального представительства. При первой системе кандидат должен набрать большинство голосов, но если в первом туре ни один из кандидатов его не получит, через неделю проводится повторное голосование, на котором выставляются кандидатуры двух претендентов, набравших наибольшее число голосов в первом туре. При системе пропорционального представительства процент голосов, полученных каждой партией, прямо соответствует доле мест, которые отводятся представителям этой партии в Народном собрании.

    Политические партии.

    Правящая коалиция:

    Социалистическая партия Албании (СПА), Аграрная партия окружающей среды, Партия Демократический альянс (ПДА), Социал-демократическая партия Албании, Партия Союз за права человека (ПСЗПЧ).

    Оппозиционные партии:

    «Единство за победу» (Bashkimi për Fitoren) – коалиция правых политических партий. На выборах в 2001 получила 37,1% голосов и 46 мест в парламенте. В коалицию входят следующие партии: Демократическая партия Албании, Либерально-демократический союз (ЛДС), Партия Албанский национальный фронт («Балы Комбтар», НФ) Партия Движение «Легитимность» (ПДЛ), Республиканская партия Албании (РПА), Партия демократов (ПД).

    Остальные партии: Албанская партия труда (АПТ), Демократическая партия права (ДПП), Партия «Зеленые Албании», Коммунистическая партия Албании (КПА), Объединенная правая Албании (ОПА), Партия национального единства (ПНЕ),

    Партия социальной демократии Албании (ПСДА), Партия Союз албанских рабочих (ПСАР), Христианско-демократическая партия Албании (ХДПА)на выборах получали не более 1% голосов.

    name="1004047124">Внешняя политика. Албания в течение длительного времени была самой изолированной страной в Европе. Пытаясь удержать старомодный коммунистический режим, скопированный по образцу советской диктатуры сталинских времен, руководители Албании избегали устойчивых и продолжительных контактов с любыми странами.

    Албания вышла из Второй мировой войны как близкий союзник Югославии и СССР. Наличие значительного албанского населения в Югославии и боязнь возможной экспансии этой страны породили трения в ее отношениях с Албанией. Когда в 1948 обнажились острые противоречия между СССР и Югославией, Албания активно поддержала советскую сторону. В 1949 она вступила в СЭВ, а в 1955 присоединилась к Варшавскому договору. В том же году Албания стала членом ООН.

    В конце 1950-х попытки советского руководителя Н.С.Хрущева наладить «мирное сосуществование» с Западом и улучшить советско-югославские отношения встревожили албанские власти. Когда в 1960 развернулась острая идеологическая и политическая дискуссия между СССР и КНР, Албания поддержала последнюю. В 1961 Албания прервала дипломатические отношения с СССР и прекратила сотрудничество с Организацией Варшавского договора, а в 1962 – с СЭВ.

    В 1961–1978 Албания осталась единственным союзником Китая в Европе. Когда в 1966 в КНР развернулась «культурная революция», Албания последовала примеру «старшего брата». В 1968 после вторжения по инициативе СССР в Чехословакию Албания официально вышла из Организации Варшавского договора. В 1970–1980-е Албания установила дипломатические отношения со многими странами Западной Европы.

    После смерти Мао Цзэдуна в 1976 (тесные связи с Китаем прервались в 1978), смерти албанского лидера Энвера Ходжи в 1985, а также после полного краха т.н. «реального социализма» в 1989–1990 Албания постепенно заняла менее радикальную позицию в международных отношениях. Были нормализованы отношения с Грецией. В 1987 греческая сторона заявила о прекращении состояния войны с Албанией и отказалась от притязаний на Гирокастру и Корчу. Возобновились политические, экономические и культурные связи Албании со странами Западной и Восточной Европы. К концу 1988 НСРА имела дипломатические отношения со 112 государствами.

    В 1990–1991 Албания попыталась нормализовать отношения со всеми крупными странами мира и с соседями на Балканском п-ове. Страна вступила в члены ОБСЕ (июнь 1991), МВФ, МБРР и ЕБРР (1991), Исламского банка развития и Организации Исламская конференция (декабрь 1992), Совета Европы (июль 1995). В июне 1992 Албания стала соучредителем Организации Черноморского экономического развития (ЧЭС). Были восстановлены дипломатические отношения с СССР (30 июля 1990), США (14 марта 1991) и Великобританией (22 мая 1991). В мае 1992 подписано соглашение о сотрудничестве с Европейским сообществом (ЕС, теперь – Европейский союз) сроком на 10 лет. В декабре 1992 Албания одной из первых стран Варшавского договора обратилась в НАТО с просьбой о вступлении. Развитию отношений с США и Европейским союзом способствовала существенная помощь стран Запада. В 1996 США предоставили Албании кредиты на сумму 200 млн. долл., Италия – более 400 млн. и Германия – более 100 млн. долл. Кроме того, ЕС пожертвовал более 650 млн. долл. в качестве гуманитарной помощи.

    Удалось наладить удовлетворительные отношения с Югославией (в составе Сербии и Черногории), несмотря на глубокую озабоченность судьбой албанцев, проживающих в крае Косово. Однако после событий в Косове в 1998 тысячи беженцев устремились в Албанию, что вызвало обострение албано-югославских отношений. В середине апреля 1999 произошел разрыв отношений с Югославией.Они были восстановлены только в январе 2001. Годом ранее были нормализованы отношения с Черногорией; между двумя странами подписаны соглашения о торговле и культурном обмене.

    В апреле 1993 установились добрососедские отношения с Македонией. Проживающим в этой стране албанцам было рекомендовано сотрудничать с ее правительством. Однако время от времени правительство С.Бериши оказывало давление на Скопье с тем, что заставить македонское правительство расширить права албанцев в Македонии.

    Непростыми в течение 1990-х оставались отношения с Грецией. В 1993 из Греции были высланы свыше 30 тыс. албанцев. Только после того как в 1996 были гарантированы права греческого меньшинства в южной Албании, отношения с Грецией нормализовались. Однако к концу 1990-х они вновь ухудшились, поскольку многие беженцы из Косова перемещались в этот регион, что вызвало недовольство греческой стороны.

    Приоритетным направлением албанской внешней политики в начале 21 в. оставалась интеграция страны в ЕС и НАТО.

    name="1004047125">Вооруженные силы. Во времена правления коммунистов и ранее при довоенной монархии вооруженные силы Албании были самыми слабыми на Балканах и использовались главным образом для подавления мятежей внутри страны.

    Вооруженные силы Албании формировались на базе партизанского движения в годы Второй мировой войны. Военные находились под строгим контролем АПТ. По проекту конституции 1991, главнокомандующим вооруженными силами является президент, который не должен занимать никаких партийных постов. В 1989 в рядах вооруженных сил состояло 40,7 тыс. человек, в т.ч. в сухопутных войсках 31,5 тыс., военно-воздушном флоте 7,2 тыс. и военно-морском флоте 2 тыс. В 1996 вооруженные силы достигли 72,5 тыс. человек, причем сухопутные войска насчитывали 60 тыс., военно-воздушный флот 10 тыс. и военно-морской флот 2,5 тыс. Если учитывать прочие военизированные организации, то общее число военнослужащих достигало 113,5 тыс. человек.

    Однако в начале 21 в. в связи с реорганизацией вооруженных сил их численность сократилась с 47 тыс. человек в 2000 до 22 тыс. человек в 2002. Сухопутные войска включают 16 тыс., ВВС – 3,5 тыс. и ВМС – 2,5 тыс. человек. Продолжительность службы в вооруженных силах составляет 15 месяцев.

    Оснащение и обучение вооруженных сил Албании нуждаются в модернизации. В 1960-е эту функцию выполнял СССР, в 1970-е – Китай, в 1980-е были мобилизованы внутренние ресурсы Албании, а в настоящее время надежды возлагаются на помощь западных стран. Процесс модернизации вооруженных сил планируется закончить к 2010.

    Общие военные расходы в 2002 составляли 107 млн. долларов, или 2,5% ВВП.

    Экономика. Претенциозные планы экономического развития Албании в значительной степени зависели от помощи СССР и других восточноевропейских стран, а после прекращения этой помощи в середине 1960-х произошло снижение темпов развития экономики. Особенно нуждалась в переоснащении горнодобывающая промышленность. Следует также иметь в виду, что в послевоенный период рынки сбыта экспортной продукции Албании находились в Восточной Европе и СССР, и оттуда же поступали жизненно важные предметы импорта. В конце 1980-х годов стали налаживаться отношения со странами Западной Европы, но дефицит капиталовложений, неэффективное управление и политическая нестабильность привели к резкому экономическому спаду в 1990–1991.

    В 1992 ВВП Албании резко сократился по сравнению с уровнем 1989, и для дальнейшего развития экономики требовались неотложные меры. Правительство выдвинуло программу реформ, которая включала переход от административно-командной экономики с централизованным контролем к рыночной экономике и частному предпринимательству. Прежде всего была осуществлена приватизация большей части сельскохозяйственного сектора, мелких и средних предприятий, а затем наступила очередь крупных предприятий. В 1996 эти усилия в сочетании с иностранной помощью дали некоторые положительные результаты, ВВП вырос на 9% (по данным ЕБРР – на 5%) и составил 2,3 млрд. долл., т.е. 700 долл. на душу населения, а инфляция сократилась до нескольких процентов. Была стабилизирована албанская валюта – лек. Однако эти достижения были омрачены ростом безработицы, официально превышавшей 20%, и распространением коррупции. Дальнейший прогресс в преобразовании экономики в целом тормозился из-за отсутствия надежной инфраструктуры и эффективной финансовой системы. В конечном итоге финансовые пирамиды, потрясшие общество на рубеже 1996 и 1997 годов, политическая нестабильность в 1997 и противоборство сил в 1998 привели экономику на грань полного развала. В 1997 ВВП сократился на 7%, а внешнеторговый баланс – на 22%.

    Новое правительство, сформированное в июле 1997, приняло меры по восстановлению общественного порядка и экономической активности. В 2003 ВВП был равен 16,13 млрд. долл. США (2003). Реальное рост валового продукта вырос в 2002 на 4,7%, а в 2003 – на 7%. Годовой доход на душу населения составил 4,5 тыс. долл. По официальным данным, безработица сократилась с 15,8% в 2002 до 15,2% в 2003. Однако, официальные источники не учитывают высокий уровень неполной занятости на албанском рынке рабочей силы. В целом, за чертой бедности находится 30% населения.

    Несмотря на прогресс в сфере приватизации и создании правовых рамок экономической деятельности, в албанской экономике сохраняются многочисленные структурные проблемы: рост экономики основывается в значительной степени на помощи международных доноров и живущих за границей албанцев, а также зависит от строительной отрасли, используемой с целью отмывания нелегальных доходов.

    На 2004 МВФ прогнозирует увеличение ВВП на 6% при темпах инфляции от 2% до 4%. Внешний долг оценивается в 1,41 млрд. долл. (2003). Валютные запасы страны – 1,038 млрд. долл. (2003).

    Объективно оценить экономическое положение Албании трудно. При коммунистическом режиме вся информация была засекречена, а к сведениям, относящимся к посткоммунистическому периоду, следует относиться с осторожностью.

    /">Источник


    Читайте также:

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.