Сегодня радиостанция «Эхо Москвы» сообщила, что через полтора месяца Михаил Фрадков может уйти в отставку с поста председателя правительства. Слухи об этом особенно активизировались в последнее время, когда премьер-министра заболел: несколько раз переносились его поездки по регионам России, а заседания правительства проводил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Возможно, что отставка действительно состоится - именно сейчас наложились друг на друга два фактора, ведущие к этому. Речь идет об обострении болезни премьера и политической борьбе вокруг преемника Владимира Путина в 2008 году.
Не так давно в программе «Постскриптум» прошло сообщение, что Михаил Фрадков болен диабетом. В свое время об этом также писала газета «Коммерсант». По данным журналистов, у премьер-министра тяжелая форма этого заболевания, которое не позволяет ему часто в полной мере выполнять свои обязанности. Судя по всему, диабет появился не в период премьерства, и президент, назначая Фрадкова весной 2004 года на пост председателя правительства, прекрасно осознавал ограничения, которые накладывает эта болезнь на его деятельность.
Фрадков войдет в историю как самый слабый премьер-министр России. При его назначении Владимир Путин исходил из отсутствия у Фрадкова политических амбиций и его неангажированности группами влияния в Кремле. И действительно, Михаил Ефимович был вроде бы «ничей». Казалось, что правительство не сможет выйти за рамки чисто технической роли. Кабинет должен был заниматься исключительно экономикой (напомним, что в марте 2004 года экономическое управление администрации президента преобразовали в экспертное управление).
Однако эти надежды не оправдались. Слабый премьер оказался не способен координировать сильных министров, имевших прямой выход на президента. Правительство утратило способность быстро принимать решения, ые конфликты, связанные с разногласиями между премьером и экономическим блоком, сотрясали кабинет на протяжении всего времени правления Фрадкова. Вскоре президент фактически ввел ручное управление правительством.
При этом основная часть вопросов стратегического или программного характера перешла в Кремль. Президент просто устал от постоянных склок внутри кабинета министров. Кроме того, не удалось в полной мере сохранить политическую независимость премьера от кремлевских группировок. По данным СМИ, назначение Фрадкова производилось с участием заместителя главы администрации президента Игоря Сечина, представителя «силовой группы» влияния. Этот факт, на первых порах вроде не означавший принадлежность Фрадкова к «силовой группе», проявился в полной мере в период конфликта вокруг слияния «Роснефти» и «Газпрома». Фрадков фактически встал на сторону «Роснефти», совет директоров которой возглавляет Сечин.
Однако эти два фактора стали известны не сегодня, а значит, президент какое-то время был готов мириться с «издержками». Фраков как временная фигура, которая должна была стоять во главе правительства до назначения преемника, устраивала Кремль. Это позволяло избежать внутрикремлевских конфликтов. Не случайно президент не один раз выражал ую удовлетворенность работой кабинета министров, хотя в экспертном сообществе сложилось устойчивое мнение о полной неэффективности правительства под руководством слабого премьера.
Борьба за премьерский пост усилилась в начале прошлой осени, когда Владимир Путин презентовал национальные проекты. Было ясно, что эти проекты предвыборные, и тот, кому получат ими руководить, вероятнее всего, и будет будущим преемником Путина. Вскоре в правительство на пост первого зампреда был назначен глава президентской администрации Дмитрий Медведев, человек, которому президент очень доверяет и с которым, как говорится, съел с ним не один пуд соли.
Заметим, что до того, как Медведев станет премьером, он является лишь кандидатом в преемники - любая его ошибка или даже просто сомнение в его способности стать президентом со стороны Путина могут оказаться роковыми. Тем более что в Кремле есть и противники этого сценария решения проблемы-2008. Медведев объективно заинтересован в том, чтобы как можно скорее возглавить правительство, «застолбив» за собой место безальтернативного преемника Владимира Путина.
Заметим, что если кандидатура Медведева окажется провальной на стадии его нахождения в должности первого зама председателя правительства, у него больше шансов затем реабилитироваться на другом посту, например, вернуться снова на должность руководителя администрации. В Кремле это смогут объяснить успехами в налаживании реализации национальных проектов. Однако в случае провала уже на посту премьера пристроить Медведева без имиджевых потерь будет куда труднее. А, следовательно, и президенту принимать решение об отставке Медведева будет непросто, поэтому возможные ошибки премьера будут оцениваться более снисходительно…
И вот в самый разгар политической борьбы Михаил Фрадков ложится в больницу. Пресс-служба правительства говорит о простуде, однако в это мало кто верит. Диабет часто протекает в крайне тяжелых формах, и повышенные нагрузки на посту премьера лишь усугубляют течение болезни.
В этой ситуации Кремль вынужден быстрее принимать решение - либо искать новую временную фигуру на место председателя правительства, либо делать окончательный выбор преемника Владимира Путина. В случае если будет выбран первый вариант, можно будет с уверенность говорить о том, что Медведев не является пока окончательным кандидатом в преемники. Однако, судя по всему, именно ему предстоит стать главой кабинета министров уже весной.
"Политком"
agrinews.com.ua