В тот день 24-летний Олег Чербаков был задержан патрулем российского Черноморского флота, который потребовал у него показать документы. Он заявил протест, но был вынужден подчиниться, так как торопился на работу. "Со мной такое произошло не в первый раз. Можем ли мы считаться независимой страной, если нас оккупирует иностранная армия?" – возмущается он.
Олег Чербаков возглавляет отделение партии "Пора" в Севастополе, крупном украинском порту в Крыму, где дислоцируется российский Черноморский флот. Это молодежное движение, сыгравшее ключевую роль в "оранжевой революции" зимы 2004 года, превратилось в партию и будет участвовать в парламентских выборах 26 марта. Как и президент Виктор Ющенко, Чербаков выступает против продления договора об аренде для Черноморского флота сроком на 20 лет, подписанного в 1997 году Украиной и Россией. Он признает, что это ударит по экономике города, но считает, что "есть время подготовиться к этому".
Дискриминация. Уход флота и участь русского языка на Украине являются главными темами предвыборной кампании в Севастополе и на остальной территории Крыма. Полуостров, который Хрущев в 1954 году подарил Украине, связывает с соседом долгая история. Его жители, часто русского происхождения, в большинстве своем являются русскоязычными. Хотя после распада СССР в 1991 году они приняли украинское гражданство, люди старшего возраста, как правило, не выучили украинский язык. И на всех выборах, происходивших после провозглашения независимости, пророссийские организации размахивают жупелом украинского национализма.
22 февраля парламент Крыма, пользующегося на Украине статусом автономии, решил провести референдум о провозглашении русского языка вторым официальным. Но, судя по всему, речь идет не более чем об акции, направленной на привлечение дополнительных голосов избирателей, и этого референдума не будет. Тем более что, согласно конституции, референдум считается действительным лишь в случае, если он проводится по всей стране. "В любом мы здесь знаем, каким будет ответ", – утверждает Валерий Саратов, руководитель Партии регионов в Севастополе. Его организация проводила опрос посредством SMS: из 223 тысяч ответивших 81% высказался "за".
"Это будет способствовать сближению между жителями западных, украиноговорящих районов, и жителями Востока и Юга, которые почувствуют себя более защищенными", – говорит он. По его словам, русскоязычное население подвергается дискриминации. Официальные документы должны быть составлены на украинском языке, и из-за этого не все люди чувствуют себя комфортно. Русский язык обречен на медленное умирание. "Моя дочь учится в Киевском университете, – говорит Саратов, – и в ее группе наберется не больше пяти человек, умеющих правильно писать на этом языке. Скоро мы не сможем читать русскую литературу".
Манипулирование. Оппоненты говорят о манипулировании. В Севастополе, где из 379 тысяч жителей 72% считают себя этническими русскими, а 24% – украинцами, лишь для 7% украинский язык является родным. Украинизация образования свелась к открытию здесь в прошлом году двух детских садов. В остальных школах преподавание по-прежнему ведется на русском языке, хотя украинский является обязательным предметом.
"Где же здесь дискриминация? – недоумевает Дмитро Базив, заместитель префекта Севастополя и сторонник "оранжевой революции". – Скорее украинский язык здесь в загоне". Родившийся в Севастополе в украинской семье, язык он выучил в университете.
Когда прогуливаешься по городу, признаков угнетения нигде не видно. Вывески магазинов, "макдональдсов" и интернет-кафе написаны по-русски – местная пресса также выходит на русском. Да и в порту господствуют российские знамена. "В повседневной жизни всех этих проблем не существует. О них вспоминают на выборах, когда людей легко напугать", – уверен Базив.
В конце 2004 года на президентских выборах, принесших победу Виктору Ющенко, защита русского языка была одним из главных лозунгов официального кандидата Виктора Януковича. В Севастополе, где ает 40 тысяч отставных моряков Черноморского флота с семьями, он имел самый большой успех: в городе он собрал 88,9% голосов поддержки. Сегодня "оранжевый" лагерь не ждет чуда, но "по крайней мере, сейчас можно выйти в город", отмечает Олег Чербаков. "В 2004 году стоило выйти с оранжевым флагом, и на тебя сыпались оскорбления".
Судьба флота – еще одна болезненная тема, на которой ает оппозиция. Согласно разным источникам, российский ВМФ, занимающий главные бухты Севастополя, обеспечивает от 13 до 25% городского бюджета. В городе насчитывается 12 тысяч российских военных моряков, к которым следует добавить 12 тысяч украинцев: после распада СССР флот был поделен между двумя странами. От 20 до 25 тысяч севастопольцев работают на предприятиях, относящихся к флоту, и их зарплата в два раза выше той, которую люди получают в других районах Украины.
Валерий Иванов, крепкий и элегантно одетый 70-летний мужчина (фирменная рубашка, золотая булавка на галстуке), прослужил на флоте 27 лет. С 1992 года адмирал в отставке, сегодня он возглавляет предвыборный штаб партии Ющенко, "Наша Украина". Он говорит о ржавых и устаревших российских кораблях, о грязи в порту.
По окончании срока аренды он предлагает разбить на этой территории большой парк с отелями и пляжами, куда могли бы вкладывать инвестиции западные предприниматели. Пока такие предложения не встречают отклика в Севастополе, где старики регулярно выходят с плакатами "Вон отсюда!" навстречу британским и французским кораблям, заходящим в порт.
Вероника Суле, InoPressa
agrinews.com.ua