Споры относительно того, кто же станет преемником президента Владимира Путина на следующих выборах, продолжаются. Старший экономист инвестиционного банка "Уралсиб" Владимир Тихомиров в докладе "Строим державу. Кремль начал подготовку к выборам" высказал предположение, что преемником станет первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев.
Однако с такой точкой зрения согласны далеко не все. "Иначе зачем было начинать такую масштабную акцию по дискредитации другого кандидата на роль преемника - министра обороны Сер Иванова", - резонно возражают другие аналитики.
Основным аргументом в пользу Медведева Тихомиров считает тот факт, что вице-премьеру поручили курировать в правительстве национальные проекты. Лучший способ передать власть - поручить преемнику участок, "связанный с раздачей населению всяких благ", - отмечает эксперт банка "Уралсиб".
Действительно, в последнее время явно увеличилась доля социальных статей в бюджете: расходы по статье "социальная политика" в 2006 году увеличены на 23%, "здравоохранение и спорт" на 74%, "образование" - на 30%. В общей сложности на различного рода "национальные проекты" социального содержания в текущем году планируется потратить более 5 млрд. долларов. Это рекордные траты на социалку за все последние годы.
При этом теперь каждый национальный проект связан в общественном сознании с именем Медведева, разве нужна лучшая рекомендация будущему главе государства? Конечно, если он не провалит их реализацию, но это уже скорее из области фантастики: нефтедоллары позволяют профинансировать гораздо больший объем социальных благ, но в этом вопросе главное не переусердствовать - если после выборов 2008 года финансирование социалки резко сократится, это может нанести серьезный удар по имиджу вновь избранного главы государства.
Вторым признаком готовящейся передачи власти Тихомиров называет усиление роли государства в экономике. За примерами далеко ходить не надо: это и "бескровный" переход "АвтоВАЗа" под контроль "Рособоронэкспорта", продажа контрольного пакета "Силовых машин" РАО "ЕЭС России", консолидация контрольного пакета алдобывающей компании "Алроса" в руках федерального центра, покупка "Сибнефти" и жесткие действия властей в отношении ЮКОСа.
Список можно продолжать и дальше, тем более что государство, по всей видимости, продолжит консолидировать в своих руках "стратегические" активы. Вспомним хотя бы переговоры о приобретении "одной из госкомпаний" контрольного пакета крупнейшего производителя титана в мире - "ВСМПО-Ависма", о которых "Политком.Ру" уже писал. Но этот аргумент все же не столь однозначен: "собирание" активов в "стратегических" отраслях Кремль начал еще три года назад. Маловероятно, что Путин уже тогда думал о преемнике. Консолидация активов - это скорее стратегическая политика Кремля, нежели подготовка "почвы" для преемника.
Однако если принять точку зрения Тихомирова в отношении того, что следующим президентом России станет именно Медведев, остается непонятным, кому нужна была масштабная акция по дискредитации другого вероятного претендента в преемники - министра обороны Сер Иванова. Многие эксперты говорили, что внимание общественности было специально акцентировано на имевших место фактах "дедовщины". Никто не говорит о том, что дедовщины в армии нет, но широкий общественный резонанс эти факты получили лишь недавно.
Все это вылилось в спонтанные, а возможно, и не совсем, акции с требованием "уйти" Иванова в отставку. Кстати, несколько меньшую известность получил случай, когда офицер ФСБ случайно застрелил военнослужащего: некоторые аналитики тогда предположили, что за обнародованием этой информации стоит тот, кто заинтересован не только в снятии Иванова с "гонки за преемничество", но и в дискредитации всего блока "питерских силовиков".
Если это действительно так, то одна из сторон, по всей видимости, понимает, что "силовики" могут найти в своих рядах и иного кандидата. Несколько лет назад активно обсуждался вопрос возможности выдвижения в преемники президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина. Сейчас аналитики всерьез не рассматривают его кандидатуру, что может оказаться не совсем правильным: Якунин производит впечатление человека без серьезных политических амбиций, при этом, опять же, выходца из силовых структур.
Его выдвижение на роль преемника будет вполне соответствовать сложившейся в Кремле практике (стоит вспомнить назначение Фрадкова на пост премьер-министра): Якунин не был засвечен в каких-либо серьезных скандалах, имеет опыт руководства крупной компанией и при этом раньше работал в госструктурах. Если рассматривать 2008 год как момент выбора "технического" преемника, которого после первого срока вновь должен сменить Владимир Путин, то почему бы и не Якунин? Хотя с той же долей вероятности можно назвать любого другого "близкого Кремлю" чиновника.
Вот только в отличие от Фрадкова, который был назначен, преемник сможет стать президентом только в результате выборов, а значит, его "раскрутку" необходимо начать как можно раньше, представив электорату как можно в более хорошем свете. С этой точки зрения Медведев действительно наиболее подходящий кандидат. На сегодняшний день. Что будет завтра - сказать сложно, ведь никто не может гарантировать, что за оставшиеся два года Кремль не изменит своих предпочтений, особенно наблюдая ту войну, которую развернули за звание преемника нынешние кандидаты.
"Политком"
agrinews.com.ua