Молодежная организация «Зубр» объявила о прекращении использования своего названия, что не означает роспуск организации, но должно защитить активистов от репрессий со стороны КГБ. Но многие наблюдатели считают, что «зубры» стали жертвами спецоперации чекистов. Власти сейчас делают все, чтобы сбить волну политического и общественного протеста.
Белорусские спецслужбы работают, не покладая рук. Выборы закончились два месяца назад, а чекисты до сих пор не могут расслабиться. Волна общественного протеста не иссякла. Каждый день в Минске и других городах проходят то флэш-мобы, то пикеты, то какие-либо акции протеста. Особенно активны молодые люди и студенты. Обещание университетов Европы принимать у себя всех белорусских студентов, отчисленных по политическим причинам, сделало студентов бесстрашными и активными противниками режима. Белорусские власти и спецслужбы принимают экстренные меры, чтобы защитить президента-«триумфатора» и подавить сопротивление.
Этим объясняется показательное жестокое наказание Артура Финькевича за граффити. Его и таких же как он пугали семилетним сроком заключения. Дали 2 года химии, что тоже является чрезмерным наказанием за надпись на заборе или на стене.
По отношению к «Молодому фронту», организации с четкой иерархией, чекисты выбрали тактику прямого разгрома и осуждения активистов за участие в незаконной организации. Чтобы вычислить всех «молодофронтовцев», говорят, через своих агентов КГБ хотел спровоцировать акцию, которая подразумевала самодонос. Напомним, что активисты «Молодого фронта» для поддержки своих арестованных товарищей стали собирать подписи ов организации. Руководителей «Молодого фронта» белорусские власти пытаются привлечь к уголовной ответственности за участие в незарегистрированной организации и за руководство этой организацией.
Смысл акции заключался в том, что в знак поддержки молодые люди хотели собрать большое число подписей других якобы ов незарегистрированной организации. Власти, увидев, что ов много, не смогли бы осудить сотни человек и вынуждены были бы отпустить на свободу арестованных активистов «Молодого фронта». Опыт подобного пассивного протеста применяли в Нидерландах и в Дании. У нас подобные эксперименты заканчиваются печально.
Наказать всех, может, и не наказали бы, но гебисты потом отработали бы по спискам и передавили бы каждого а организации по одиночке. Особенно в небольших городах, где делать сотрудникам КГБ нечего. «Молодофронтовцы», к счастью, вовремя одумались.
Второе направление работы спецслужб – это запугивание и выдавливание из страны активных участников прошедших во время выборов акций протеста. Сейчас ко всем, кто отсидел административные аресты в изоляторах, приходят старые знакомые или дружественные сотрудники КГБ и «по секрету» сообщают, что летом начнутся массовые репрессии. Запугивая людей, власти вынуждают их уезжать из Беларуси. Делается это для того, чтобы лишить оппозицию активистов и сторонников, которые перебороли в себе страх и вышли на улицы. Власти боятся всплеска протеста осенью 2006 года, во время выборов в органы местного самоуправления.
Похоже, дошла очередь и до молодежной организации «Зубр». Разгромить «Зубр», у которого нет жесткой иерархии, тяжело. Арест нескольких координаторов принес только психологический эффект. Расправа над Никитой Сасимом привела к тому, что несколько наиболее раскрученных представителей «Зубра» спрятались. Их не было в палаточном лагере, их нет и сейчас. Несколько лет эти люди изображали из себя активных и бесстрашных революционеров, собирали помощь по миру, а в критический момент -струсили. Так всегда бывает с самыми шумными и якобы радикальными революционерами.
Однако не все так легко далось спецслужбам. «Зубр» поделен на региональные небольшие ячейки, которыми управляют координаторы. Запретить «Зубр» невозможно, обнаружить и нейтрализовать всех активистов - тоже тяжело, потому что централизованных списков не существует. Возможно, КГБ через своих агентов удалось убедить координаторов «Зубра» свернуть деятельность и заморозить использование раскрученного бренда. Гебисты распускают слухи о том, что у них в руках оказались списки активистов, что организация разгромлена.
Это только часть правды. «Зубр», благодаря своему странному решению, не разгромлен, он умер. Роспуск организации без призыва перейти в конкретное движение, например, к Милинкевичу или в какую-либо партию, создает впечатление, что у «зубров» нет четкой позиции, а их лидеры торгуются за лучшие условия со старшими товарищами. Так делать было нельзя. Наконец, финт с передачей каких-то там прав Тележникову, который несколько лет живет в Варшаве, вообще выглядит смешно. Какие права на незарегистрированную организацию в диктаторской стране?
Нет, черт возьми, никаких прав ни у кого. Права есть только у тех, кто в каждый конкретный момент времени выходит на улицы Беларуси с протестом под флагом «Зубра». Благодаря то ли глупости или растерянности руководителей «Зубра», то ли спецоперации КГБ, в истории молодежной организации с красивым названием поставлена точка. Она больше не сможет возродиться, потому что ей больше не будут доверять. «Зубр» был хорошей идеей, он объединял всех молодых белорусов, и тех, кто говорил на белорусском языке, и тех, кто говорил по-русски. Их было много, но их легко развалили изнутри.
По нашим данным, активность агентов КГБ распространилась уже далеко за пределы Беларуси. В Москве белорусские спецслужбы работают практически открыто. В Польше они стараются спрятаться. Однако активность агентов внутри молодежных объединений белорусов в Польше установлена, в ближайшее время можно ждать некоторых разоблачений. Белорусские чекисты спешат и делают много ошибок.
Тактика белорусских властей и их спецслужб строится на страхе. Только кнут остался в руках Лукашенко. Но это «фол последней надежды», потому что реальные масштабные репрессии против оппозиции станут поводом для открытого и реального давления и Запада, и России на белорусский режим. Стоило посадить на 15 суток лидеров оппозиции, как ЕС и США объявили о введении экономических санкций против Беларуси. Обстановка кардинальным образом изменилась.
Вспомним народную мудрость: «Есть два вида глупцов. Одни бросают начатое дело, почуяв угрозу. Другие уверены, что угрозами сами сумеют чего-либо добиться». «Зубры» бросили свое дело, и даже когда возродятся, будут вызывать как минимум подозрение. Власть еще надеется при помощи угроз и шантажа опять загнать людей в стойло, но было слишком много участников и свидетелей, система потеряла устойчивость. Случайные люди и попутчики отвалят после удара властей, к осени станет понятно, кто останется на передовой.
"Белорусский партизан"
agrinews.com.ua