В среду власти Санкт-Петербурга объявили, что убийства на почве расовой ненависти, потрясшие Россию, в том числе убийство африканского студента (в апреле) и ведущего специалиста по преступлениям на национальной почве (два года назад), были совершены организованной экстремистской бандой.
Власти сообщили, что они сокрушили группировку, недавно арестовав пятерых ее ов. Двое других, судя по всему, были арестованы ранее по другим обвинениям, а восьмой банды – застрелен во время попытки его арестовать в прошлый четверг.
В ходе проведенных милицейских рейдов, объявили власти, из их квартир были изъяты оружие, взрывчатка и запасы неонацистской и экстремистской литературы.
Хотя обвинения формально еще не предъявлены, это дело можно считать огромным успехом в борьбе России со смертельной волной экстремизма и ксенофобии, в результате которой только за последние полтора года были убиты по меньшей мере 48 человек и бессчетное количество подверглись нападениям.
Даже делая это заявление, власти постарались преуменьшить масштаб преступности на этнической почве в России и особенно в Санкт-Петербурге, который стал местом самых чудовищных злодеяний, в том числе убийства девятилетней таджикской ки в 2004 году. К тому же это родной город президента Путина и место проведения саммита "большой восьмерки" в этом году.
"Петербург никогда не был и по определению, по своему духу не может быть столицей ксенофобии", – заявила на своем официальном сайте губернатор города Валентина Матвиенко. Позднее, в телевизионном выступлении она предположила, что корни преступлений на почве национальной ненависти растут не из Санкт-Петербурга, а из Москвы.
"Мы знаем преступников, – заявила она, – следы определенно ведут в Москву".
Прокурор Санкт-Петербурга Сер Зайцев сказал, что семеро задержанных молодых людей были ами экстремистской группировки, название которой неизвестно.
Один из ее лидеров, Алексей Воеводин, был в декабре осужден и приговорен к трем годам лишения свободы по обвинению в разжигании расовой ненависти. Воеводин также был ом группы Mad Crowd, однако неясно, имеются ли связи между этой группой и той, которую, по заверениям Зайцева, сейчас удалось развалить.
Второй лидер, Дмитрий Боровиков, был застрелен при попытке задержания в прошлый четверг. Зайцев не сообщил, кто еще был арестован в ходе этой волны арестов, хотя в новостях российских источников сообщалось, что на прошлой неделе это имело место. По словам Зайцева, правоохранительные органы продолжают поиски оставшихся пяти ов банды.
ов группировки обвиняют в убийстве 28-летнего студента из Сенегала Лампсара Самбы, которому 7 апреля выстрелили в шею на выходе из питерского ночного клуба.
Хотя иностранцы и россияне неславянского происхождения часто сталкиваются с нападениями, смерть сенегальца считается первым случаем убийства на расовой почве с помощью огнестрельного оружия.
Кроме того, Зайцев обвинил указанную группировку в убийстве граждан Армении и Кореи, а также в убийстве двух своих же ов. Не вдаваясь в детали, он сказал, что эта организация причастна и к убийству русского этнолога Николая Гиренко, специализировавшегося на изучении неонацистского движения скинхедов и других экстремистских движений.
Гиренко, которого убили через двери его квартиры 19 июня 2004 года, проводил кампанию по активизации мер против этих движений, а также написал брошюру с целью содействия правоохранительным органам, медлившим с расследованием преступлений на национальной почве.
Первоначально следствие подозревало другую неонацистскую группировку – Shultz 88, в осуждении которой по суду принимал участие Гиренко. В то же время малоизвестная националистическая группировка под названием "Российская республика" объявила на своем сайте, что приговорила Гиренко к смерти за его деятельность.
Преступления с националистической окраской обычны для России, расовые нападения происходят почти ежедневно. Еще большее количество преступлений остается невыявленными, так как подвергающиеся нападениям имманты боятся о них сообщать, опасаясь возмездия или милицейского произвола.
По данным информационно-аналитического центра "Сова", специализирующегося на изучении преступлений на почве ненависти, в этом году в России уже произошло не меньше 17 убийств на расовой почве. При таком темпе общее количество убийств за год может превысить прошлогоднюю цифру 31. Количество нападений, по подсчетам "Совы", – 140.
Большинство жертв – гости из Азии или Африки или представители многочисленных этнических групп Российской Федерации, многие из которых мировали в Москву или другие крупные города в поисках работы.
По оценкам правозащитных организаций, в России действуют порядка 50 тысяч скинхедов и других экстремистов, являющихся ами банд и преследующих иностранцев или представителей меньшинств.
В отчете Amnesty International "Жестокий расизм вышел из-под контроля", опубликованном в этом месяце, говорится, что реакция на эти преступления властей "абсолютно неадекватна", несмотря на ое осуждение расизма со стороны Путина.
Ирина Флиге, исследователь из питерской правозащитной организации "Мемориал", приветствовала аресты скинхедов и выразила надежду, что они не являются временной мерой в свете приближающегося саммита G8.
Губернатор Матвиенко тоже упомянула саммит. Она предположила, что экстремисты повысили активность для того, чтобы дискредитировать город и всю России в преддверии июльского саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Правда, некоторые из преступлений, в которых их обвиняют, датируются еще 2003 годом.
Внимание общественности к экстремизму явно раздражает власти. Начальник ГУВД Петербурга Михаил Ваничкин подчеркнул это, выступая на правительственном совещании по вопросам расизма, когда сказал, что нападениям на иностранцев уделяется чрезмерное внимание.
"Обидно, что все силы бросаются на раскрытие преступлений, связанных с иностранцами, а нападения на наших ребят не расследуются в полной мере", – сказал он. Это его высказывание широко цитировалось в российской прессе.
“InoPressa”
agrinews.com.ua