Ирану разрешат производить ядерное топливо и даже построят безопасный атомный реактор на легкой воде в обмен на отказ от обогащения урана. Сегодня стали известных детали предложений международных посредников, в том числе и России, на основе которых Тегеран согласился обсуждать свою ядерную программу.
Сегодня стали известны основные предложения Ирану, по которым накануне Тегеран впервые согласился вести переговоры и которые, соответственно, могут разрешить кризис вокруг иранской ядерной программы. Во вторник утром представитель ЕС по вопросам внешней и оборонной политики Хавьер Солана передал их главе иранского совбеза Али Лариджани, который выступает главным переговорщиком со стороны Ирана.
Сегодня из утечек в прессу стало известно, что иранцам позволят продолжить преобразование урана, чтобы получить топливо для ядерного реактора. Об этом во вторник западные дипломаты рассказали агентству Reuters. Преобразование (конверсия) урана в изотоп уран-235 – это стадия, предшествующая его обогащению, однако одного преобразования для создания топлива недостаточно.
Впрочем, предлагая Ирану самому производить ядерное топливо, посредники готовы согласиться и с тем, чтобы он обогащал уран до низкого уровня. По стандартам МАГАТЭ для создания ядерного оружия требуется обогащение урана до 20%, тогда как Тегеран, как известно, объявил, что ему удалось довести этот процесс до 3,5%. Проект предлагаемых Ирану мер содержит возможность производства низкообогащенного урана для работы гражданских электростанций.
Однако Запад по-прежнему требует, чтобы Тегеран воздержался от дальнейшего обогащения урана, что является главным этапом на пути к получению ядерного оружия.
В Тегеран Солану сопровождали представители всех шести посредников – России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии. Москву представлял замминистра иностранных дел Сер Кисляк. Солана и Лариджани провели двухчасовые переговоры, после чего иранской стороне был передан пакет инициатив, который был утвержден в минувший четверг в Вене руководителями МИДов «шестерки».
Несмотря на всю неопределенность иранского ответа, он был воспринят как положительный, поскольку Тегеран впервые не отверг предложения, касающиеся его ядерной программы.
Дипломатами было принято решение не разглашать содержание предложений, переданных Ирану, чтобы у иранского руководства была возможность изучить предложения из первых рук, отказаться или принять их полностью или частично и при этом не потерять лицо. Известно было, что «шестерка» обещает Ирану ряд стимулов в сфере мирной ядерной энергетики (создание реакторов на легкой воде и обеспечение будущих АЭС топливом), в торгово-экономической сфере (возможны поставки в ИРИ продукции европейского и американского авиапрома и аграрных технологий), а также в области политики и безопасности.