Грядущее подоание российского и туркменского газа многие эксперты называют главной угрозой экономической стабильности Украины. Учитывая, что газ занимает 40% в структуре энергопотребления нашей страны, можно сделать вывод, что даже сравнительно небольшой рост цен на этот ресурс моментально приведет к подоанию продукции украинских предприятий.
И очевидно, что Украине в связи с новыми взаимоотношениями с Россией необходимо искать не только альтернативные источники энергоносителей, но и наращивать добычу газа из собственных недр. Только таким образом мы сможем уменьшить зависимость отечественной экономики от иностранного влияния. О том, как этого добиться — в интервью с президентом Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Романом Стоевым.
— Роман Иванович, какие дополнительные источники газа, на ваш взгляд, сегодня можно наиболее реально задействовать?
— Сегодня разрабатывается множество концепций обеспечения Украины газом. В том числе и перспектива строительства альтернативных российским газопроводов, а также морских терминалов для сжиженного газа. Но эти сугубо теоретические планы еще и крайне дорогостоящие. Мы считаем, что наиболее перспективным направлением является наращивание добычи отечественного газа. В Украине его достаточно, чтобы полностью обеспечить страну в течении многих лет.
— Почему же это до сих пор не сделано?
— Причин тому несколько. Прежде всего, конечно, это связано с тем, что уже к концу советской эпохи наши запасы были истощены. Однако, речь тут идет, в основном, о запасах разведанных, которые в прежние годы активно выбирались, но не пополнялись из-за того, что объем геолого-разведывательных работ был крайне недостаточным. На самом деле можно не сомневаться — наши запасы намного больше декларируемых. Разведка и добыча находятся в прямой зависимости.
Чем больше разведывается местодений — тем больше добывается. Но при нашем мизерном уровне финансирования геологических работ прироста запасов практически нет, а значит — нет и значительного прироста добычи. Лучшие специалисты уезжают за границу, где в них есть необходимость, и страна теряет свой кадровый потенциал. Поэтому, прежде всего, мы считаем необходимым поставить геологоразведку в разряд главных национальных приоритетов. Если у государства нет денег для проведения работ — необходимо привлечь частный капитал. Естественно, инвестор может вложить деньги только в то предприятие, которое сулит ему выгоду.
Поэтому сотрудничество государства и бизнеса должно быть взаимовыгодным. Речь идет о том, чтобы исследовательско-промышленная разработка новых местодений приносила доход инвестору. Ведь во время проведения исследований и оценки запасов газ тоже качается и продается. Инвестор исследует недра, бурит скважины, каждая из которых обходится в десятки миллионов гривен, рискует в случае вполне возможной неудачи потерять деньги, поэтому должен получить адекватное возмещение.
Сегодня же сотрудничество заключается в том, что бизнесмен выступает стопроцентным инвестором, все убытки ложатся на его плечи, а вот прибыль, в случае успеха, делится с государством пополам. Разумеется, мало кто захочет рисковать, поэтому уровень разведки новых местодений остается на крайне низком уровне.
— Судя по всему, в обозримом будущем ожидать значительного прорыва в этой области не приходится. Есть ли возможность увеличить внутреннюю добычу за счет уже известных запасов?
— Интенсификация разведки — дело не столь длительное, как может показаться. Как только поменяются правила ы — рынок заработает с удвоенной скоростью. А что касается эксплуатации уже известных местодений, то Украина имеет около пяти триллионов кубометров прогнозируемых запасов газа. Этого ресурса при нынешнем уровне потребления в 75 миллиардов кубометров полностью хватило бы, чтобы обеспечить себя на протяжении 70 лет. Из этих пяти триллионов 1,2 — подтвержденные запасы, которых хватило бы на 20 лет.
Проблема в том, что многие местодения истощены, у других запасы считаются небольшими и их разработка для крупных государственных компаний нерентабельна. Зато добывать этот газ с выгодой для себя и пользой для государства могли бы частные, более мобильные компании. Сегодня же их вклад в обеспечение страны газом мизерный. Около 20 негосударственных компаний добывают лишь 1,5 миллиарда кубометров в год — 2% от газового баланса страны.
Эта цифра наглядно показывает, насколько слабо задействован у нас в деле газодобычи частный капитал и какой потенциал роста мог бы появиться, если бы государство изменило свое отношение к этой проблеме.
— В чем причина такой «нелюбви» государства к частным добытчикам?
— Я бы сказал, что тут, скорее, равнодушие. Никто из государственных чиновников по-настоящему не ен ростом внутренней добычи газа. А его нужно стимулировать, в том числе путем введения режима наибольшего финансового и налогового благоприятствования. У нас на деле все наоборот. Цена лицензии на аукционе зачастую такова, что на участие в торгах не приходит ни одна заявка. Частный капитал считает деньги и не вложит их в заведомо рисковый проект.
Кроме того, огромное количество средств придется потратить на «задабривание» местных советов, чтобы получить разрешение на обустройство местодения. Добытчику приходится чуть ли не крыши ремонтировать в городах и селах. По моему мнению, добыча газа — это стратегическое направление для государства, и к ней должны применяться иные условия, чем к другим видам предпринимательской деятельности.
В конце концов, после всех мытарств добытчику приходится по договору отдавать ину прибыли государству, выплачивать из остатка налоги и погашать кредиты, которые выдаются банками на короткий срок и под очень высокие проценты. Сама система построена так, чтобы отбить охоту у частного капитала заниматься добычей газа.
— Что ассоциация предлагает в этой связи?
— Прежде всего, необходимо уменьшить стартовую цену на лицензии — реальная рыночная цена будет определена в процессе торгов. Кроме того, необходимо максимально упростить оформление документов, связанных с землеотводом, а также ввести льготное кредитование и налоговые льготы. Важным вопросом также является дифференциация местодений по сложности их разработки. Сегодня у государства к ним единообразный подход.
В итоге добытчик, который бурит скважину в труднодоступной местности Карпат, заведомо проывает своему конту, занимающемуся разработкой на равнине. Если для страны приоритетно наращивание внутренней добычи, то необходимо применять дифференцированный подход. Кроме того, в Украине существует множество местодений, которые находятся далеко от газотранспортной системы, а их запасы в общегосударственных масштабах незначительны.
Прокладывать к ним отдельную ветку невыгодно. Но есть другой путь. Ведь может же бизнесмен за свой счет поставлять газ в близлежащие населенные пункты, а государство — возмещать ему поставленный населению газ из трубопроводной системы. Правда, подобный вариант замещения будет актуален лишь до тех пор, пока стоимость газа для населения и промышленности не сравняется. Тогда предприниматель не будет иметь предпочтений в отношении того, какой категории потребителей поставлять газ.
— Меры, которые вы предлагаете ввести, довольно дорогостоящие...
— Я бы с этим утверждением не согласился. Каждый дополнительный миллиард кубометров газа, добытого в Украине,— это миллионов, которые мы вывозим из страны и платим России. Однако это только прямые потери, а косвенные — от того, что деньги «вымываются» из экономики, превышают указанную сумму в несколько раз.
Нарасти мы добычу на десять миллиардов кубометров — сэкономим уже миллиард долларов в год, заставим их работать в экономике, а значит дадим толчок ее развитию.
— Сколько газа должна, на ваш взгляд, добывать Украина, чтобы иметь возможность рыночными методами влиять на ситуацию на своем газовом рынке?
— Собственная добыча должна быть больше ины газового баланса страны, то есть около 40 миллиардов кубометров. Если привлечь к этому делу частный капитал и стимулировать разведку новых местодений, то этот уровень не выглядит фантастическим. В таком случае мы, наконец, сможем противостоять любым попыткам подорвать энергетическую безопасность страны.
"День"
agrinews.com.ua