Более двух лет назад, когда россияне, к собственному удивлению, обнаружили, что и они не застрахованы от обстрелов и похищений в Ираке, в вечерних новостях прозвучал запомнившийся комментарий. Его смысл был в том, что до сих пор в любой арабской стране русским – «людям с европейской внешностью» – в случае нападения достаточно было вовремя крикнуть под дулом автомата: «Руси!». Считалось, что таких людей арабы не трогают.
Уверенность в том, что россиянину среди арабов (хоть бы даже и террористов) нужно лишь доказать, что он не американец или европеец, основывалась на многом. Даже взведенный автомат Калашникова в руках боевика – ярчайшее свидетельство того, как русские десятилетиями помогали арабам. Помня о советских инженерах в арабских странах и арабских студентах в советских вузах, россияне на Ближнем Востоке привыкли чувствовать себя горячо любимыми представителями «большого брата», чью кормящую руку лижут, а не кусают.
Направляясь в бушующий «постсаддамовский» Ирак, россияне могли трезво рассудить, что сторонники нового режима иностранцев не трогают, а противники этого режима (то есть сторонники свергнутого Саддама Хусейна) не должны обижать именно россиян. Саддам Хусейн был большим другом Советского Союза и на свой лад – социалистом. Россия сохранила отношения с иракским диктатором и самое главное – не поддержала и даже осудила вторжение коалиционных войск. Развитие событий в Ираке сделало прежнюю российскую логику непригодной.
Если на первых порах гражданская война в Ираке и была противостоянием сторонников и противников свергнутого режима, то затем все поменялось. Сунниты и шииты, первоначально вместе противостоявшие американцам, начали сражаться друг с другом. Война и нестабильность развязали руки исламистам. Противостояние сторонников безразличного к религии социалиста Хусейна западным агрессорам довольно быстро превратилось в сражение «моджахедов» с «неверными», устроившими «крестовый поход» против ислама.
Россия в понимании «моджахедов» поддержала «крестовый поход», и похитители российских дипломатов не смущены тем, что Москва дружила с Хусейном. Похитителям нет и не было дела до свергнутого режима, а потому они припомнили Москве Чечню, но их не заботило, что Россия осудила вторжение в Ирак.
В начале войны сторонники Хусейна, обстреливавшие и похищавшие иностранцев, считались «повстанцами». Захватывая очередную группу иностранных специалистов или рабочих, они стремились запугать западные фирмы и тех, кто мог бы работать на них в Ираке. Таким образом, они рассчитывали экономически изолировать новый режим. В тот период старая русская логика еще действовала, и крик «Руси!» действительно помогал.
Русских, как и мусульман, тогда захватывали ради выкупа, и не казнили. Убиты были взятые в заложники граждане США, Японии, Кореи и Италии – стран коалиции. Были казнены водители-болгары. Однако водителей из Турции и Египта отпустили. Дважды отпускали и заложников-россиян. Каждый раз, устраивая похищение со стрельбой, иракцы не знали, кого именно захватывают. 10 мая 2004 года была обстреляна машина с тремя сотрудниками российской компании «Интерэнергосервис». Один из находившихся в автомобиле погиб, но двое других через неделю были отпущены. 26 мая в результате обстрела автобуса той же компании погибли три человека (один из них скончался от ран уже в России). Десятки оказавшихся в заложниках россиян отпустили довольно быстро.
Захват российских дипломатов 3 июня отличался уже одним тем, что террористы хорошо понимали, граждан какой страны берут в заложники. В мировой практике убийство дипломатов – людей прибывших с миром – расценивается как объявление войны. Террористы постарались, чтобы за похищением как можно громче звучало: «Аль-Каида». Устроив теракты в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне, международная террористическая сеть имеет основания считать, что нанесла удар по России. Повод «Аль-Каида» умеет находить только во враждебности исламу, но поскольку Россия осудила вторжение в Ирак, пришлось вспомнить Чечню. Если бы не было Чечни, достаточно было бы и того, что россияне сотрудничают с «негодным режимом Ирака». Многолетнюю помощь «годному» режиму вспоминать незачем.
Террористы в Ираке до сих пор не щадили даже послов мусульманских государств. На дипломатов нападали любители как больших денег, так и «борцы за идею». С целью получить богатый выкуп боевики не раз захватывали дипломатов из состоятельных арабских стран. Они заявляли, что похищали посла за общение с «негодным режимом», но на деле это был лишь способ хорошо заработать. Последний случай из этой серии был 17 мая, когда в заложниках оказался посол Арабских Эмиратов.
«Борцы за идею» также любят деньги, но зарабатывают их иначе. Получая гонорары от тех, кому по тем или иным причинам выгодна нестабильность, они казнят послов. 2 января 2006 года в результате покушения был ранен посол Турции. 9 ноября прошлого года был убит сотрудник посольства Судана. 3 ноября были казнены двое сотрудников посольства Марокко. В заявлении террористов на сайте «Исламский суд» сотрудники дипмиссии арабского государства были названы «отступниками», ведущими «войну против ислама». 27 июля 2005 были убиты двое сотрудников посольства Алжира, а 7 июля – посол Египта.
Похитители российских дипломатов не убили их во время нападения. Это значит, что они рассчитывали не только в очередной раз прорекламировать «Аль-Каиду» с тем, чтобы не иссякли инвестиции в проект, но и получить что-то от России. Судя по захватам послов арабских стран, главное для террористов – выставить счет и показать себя. Независимость далекой кавказской республики волнует их в последнюю очередь.
В заложниках у террористов : третий секретарь посольства Федор Зайцев и сотрудники посольства Ринат Аглиулин, Анатолий Смирнов и Олег Федосеев. 3 июня в 400 метрах от здания российского посольства автомобиль, в котором находились пятеро сотрудников дипмиссии, был блокирован двумя автомашинами. Машину обстреляли. Был убит один из охранников посольства Виталий Титов. Оставшихся четверых россиян боевики затолкали в микроавтобус и увезли в неизвестном направлении.
До 19 июня никто не представлял, какие именно боевики стоят за нападением. 19 июня ответственность за похищение взял на себя «Совет иракских моджахедов». Террористы потребовали от России в обмен на жизнь заложников вывести войска из Чечни и выпустить из тюрем боевиков.
«Совет иракских моджахедов» объединяет шесть террористических организаций, действующих на территории Ирака, в том числе и «Аль-Каиду в Ираке», лидер которой – Абу Мусаб аз-Заркави был убит 7 июня.
В посольстве России в настоящее время находятся 45 сотрудников. Приняты повышенные меры безопасности. Сотрудники дипмиссии выходят из здания только по неотложным случаям.
В период между похищением и заявлением об ультиматуме с осуждением захвата российских граждан выступали различные международные организации и представители политических и религиозных кругов многих стран. Убийство россиянина и похищение четырех россиян осудил, в частности, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Выразив соболезнование семье погибшего, народу и правительству России, он потребовал «немедленного освобождения похищенных дипломатов без каких-либо условий». С аналогичным заявлением выступила Лига арабских государств.
«В решительной форме» осудил преступление в Багдаде госдепартамент США, призвавший к «безопасному возвращению россиян». В заявлении госдепа говорилось, что США «сделают все от них зависящее для оказания содействия в этом деле правительству Ирака» и что российской стороне уже «предложена поддержка». За немедленное освобождение российских заложников выступал и лидер суннитской партии «Фронт иракского согласия» Аднан Дулейми.
ИА "Росбалт"
agrinews.com.ua