Накал ей вокруг формирования правительства Украины не угасает. Партия регионов, которая настаивала на продолжении работы парламента и требовала от «оранжевой тройки» не тянуть время, сама заблокировала работу Верховной Рады. Политолог Андрей Ермолаев считает, что такую ситуацию спровоцировали политтехнологи президента.
- С чем, на ваш взгляд, связано изменение позиции партии регионов, заблокировавшей вдруг работу сессии Верховного совета 27 июня?
- Не секрет, что «оранжевая» коалиция стала возможной, прежде всего, благодаря тому, что Партия регионов не стала применять контр-технологии. Несмотря на достаточно последовательное движение Партии регионов с идеей «широкой» коалиции, к средине июня она тактически проала. Как политическая сила она продемонстрировала близорукость.
- В чем это проявилось?
- Вместо того, чтобы перехватывать инициативу у участников переговоров по «оранжевой» коалиции и изменить регламент работы парламента, руководство Партии регионов пошло на переговоры, которые, как оказалось, были всего лишь трюком. Нужно отдать должное руководству «Нашей Украины», которое таким образом выало время и обезоружило серьезного соперника. Я думаю, что первые несколько дней руководство Партии регионов было просто в психологическом шоке.
Прейдет время, когда партии придется давать оценку способности руководства мыслить не только стратегически, но и тактически. Нынешнее состояние Партии регионов напоминает мне истерику. То, что происходит сейчас, не имеет рационального объяснения. Аргументы Партии регионов о том, что нужно соблюдать регламент, нельзя избирать конституционный суд до избрания руководства парламента и т.д. верны, если следовать букве постановления о регламенте. Но ведь парадокс в том, что украинский парламент находится в политико-правовой коллизии, связанной с этим самым регламентом, принятым постановлением, а парламент должен жить по закону.
Кроме того, парламент — высший законодательный орган, и он в праве сам формулировать повестку в соответствии с легитимными решениями. Неделю назад Партия регионов могла изменить порядок рассмотрения вопросов, если бы набрала большинство, сейчас «оранжевая» коалиция в состоянии это сделать. Блокирование трибуны и агрессивные действия протеста — малоперспективное оружие. Представители «оранжевых», в частности, «Нашей Украины», иронично отозвались об этом, сказав, что «на несколько дней пылу хватит, но потом все равно придется садиться за стол переговоров».
- А какую тактику, по-вашему, следовало бы избрать Партии регионов?
- Конструктивным подходом я бы назвал не новые компромиссы, а выбор новой политической тактики, которая бы позволила Партии регионов вернуть себе позиции равновеликой политической силы. Если же Партия регионов будет использовать инструментарий 2000 — 2002 годов, боюсь, она просто вооружит участников «оранжевой» коалиции новыми критическими аргументами, что и происходит сейчас на телевидении и радио.
В регионалов будут тыкать пальцем, над ними будут смеяться, это будет выглядеть крайне комично в глазах избирателя. В конце концов, это послужит дополнительным мобилизующим фактором для «оранжевых». А вот ставка на внутреннюю «оранжевую» фронду могла бы сыграть очень хорошую службу «бело-голубым». Пусть собирают свое политбюро и наконец-то начинают думать.
Конечно, можно апеллировать к неким абстрактным нормам и говорить о необходимости соблюдения закона. Но какого? Если апеллировать к постановлению о регламенте, что пытается делать Партия регионов, то максимум, что можно сделать в этой ситуации — это разыграть тему спикера. Потому что это не только проблема регламента, это проблема конституционных норм парламента. Все-таки спикер — это фигура, связанная с парламентскими институтами, а не с коалиционными. Эту проблему действительно можно разыграть не только как политическую и идеологическую, но и как правовую. Но все, что касается порядка голосования — в руках парламента.
- У Регионов есть реальный шанс повлиять на ситуацию и выдвинуть своего спикера?
- Это для них сегодня самое важное. Им нужно попытаться организовать продуктивное голосование большинства по порядку избрания спикера, подтверждающее как минимум те положения, которые есть в регламенте. Это означает, что должны быть подтверждены процедуры избрания спикера с прохождением процедуры выдвижения, оглашения программных позиций, при необходимости возможно рейтинговое голосование и подтверждение тайного голосования бюллетенями. Все остальное действительно необходимо заблокировать.
- Николай Томенко заявил, что Партия регионов настаивает на тайном голосовании потому, что собрала $250 млн на подкуп народных депутатов из «Нашей Украины» и БЮТ — чтобы они голосовали за Виктора Януковича на должность спикера...
- Я считаю, что это информационная провокация профессионального политтехнолога, по поводу которой можно даже подавать в суд.
- Регионы заявляют, что не боятся перевыборов. Готовы ли они к этому на самом деле?
- Партия регионов сейчас выглядит немножко смешно, она ает мускулами и надувает щеки, но на ринге кроме нее никого нет. Очень важно для большой политики уметь проывать и уметь выывать. Партия регионов, по-моему, не научилась ни первому, ни второму. Регионалы правы в том, что парламент в нынешнем положении не в состоянии принять ни одно легитимное решение, которое бы, например, имело статус закона или законопроекта. Мне кажется, что Партию регионов после «оранжевой» коалиции разыграли вторично.
- Кто разыграл?
- Нужно спросить у секретариата президента. Я бы, к примеру, понял, если бы Виктор Ющенко был последователен, требовал бы голосования по конституционному суду у «оранжевой» коалиции после легитимации. Но когда это решение предлагается парламенту до избрания руководства верховного совета и премьера, это выглядит как провокационное предложение, которое может привести к кризису. Поэтому, возможно, Партию регионов просто спровоцировали, и она отреагировала так, как и предполагалось – истерикой. Это все делается не без умысла.
ELCOMART Международная жизнь
agrinews.com.ua