Западные партнеры Киева продолжают убеждать новые-старые украинские власти, что готовы работать с любым демократически избранным правительством Украины.
Насколько искренни они в своих заверениях, что на самом деле скрывается за ширмой дипломатических наборов, и какие внешнеполитические риски таит в себе премьер Янукович для евроинтеграционного и евроатлантического курса Украины, «Главред» поинтересовался у известного британского эксперта, старшего научного сотрудника Центра исследований конфликтов Оборонной академии Великобритании Джеймса Шерра.
Господин Шерр, какое из двух зол, на ваш взгляд, выбрал Ющенко, сделав предоставление на премьера Януковича? Были ли внеочередные выборы более приемлемым вариантом для западных партнеров Украины?
После мартовских выборов многие западные правительства неофициально надеялись, что Ющенко восстановит «оранжевую коалицию» настолько быстро, насколько это возможно. В то же время, только некоторые из них ожидали, что эта коалиция будет стабильной.
Действительно, многие предрекали период колебаний и неопределенности без каких бы то ни было существенных продвижений или достижений. Таким образом, на Западе, как и в Украине, «перебежка» Мороза стала шоком.
Но это также было и решением, хоть и невоспринимаемым и недружественным. Следовало ли Ющенко повлиять на это решение проведением досрочных выборов? Некоторые на Западе считают, что да, но намного больше тех – особенно в официальных кругах – кто думает, что нет. Так или иначе, ни одно западное правительство не подталкивало его пойти одной или другой дорогой, потому что ни у кого не было уверенности, куда эти дороги приведут.
Был ли Универсал меньшим злом? Если перефразировать Дональда Рамсфельда (министр обороны США –Авт.), мы не знаем и мы знаем, что мы не знаем. Но скоро увидим.
Какие внешнеполитические риски таит в себе старый-новый премьер-министр? Насколько, скажем, возможно приглашение Украины к выполнению Плана действий относительно ства в НАТО на ноябрьском саммите альянса? К какому решению склоняются сегодня в Брюсселе?
Западу необходимо донести Януковичу, какие у него приоритеты. Первый из них – это поддержка демократии в Украине, что означает не предпринимать никаких шагов (в том числе и финансовых), чтобы стеснять действия оппозиции, несогласных или независимых политических деятелей. Если Янукович продемонстрирует демократические качества, все вопросы будут решаться в конструктивном ключе. Если нет – эти отношения будут испорчены.
НАТО также следовало бы донести Януковичу, какие у него приоритеты. ство Украины – это не приоритет альянса. Но углубление отношений – да. Ценная и интенсивная практическая работа проводится для того, чтобы помочь Украине развить ее структуры безопасности, сделать их хорошо обученными, хорошо финансируемыми, демократически мыслящими и демократически контролируемыми.
Хочет ли Янукович, чтобы эта работа продолжалась? Если да, то отношения Украины и НАТО, скорее всего, будут оставаться прочными. Приведут ли такие отношения к ству – решать украинцам.
Наконец – но не последнее – приоритетом является региональная безопасность. Украина станет принципиальным соседом для Евросоюза после присоединения Румынии - северной дугой Черного моря, ключевым камнем черноморского региона, включающего Турцию, Грузию, Румынию и Молдову. Политика эта затрагивает интересы их соседей и их союзников: говорим ли мы об энергетике, организованной преступности, нераспространении оружия или внутренних конфликтах. Все это серьезные интересы. Таким образом, очевидно, что проблемы появятся, если украинская политика подвергнется существенным изменениям.
Станет ли, на ваш взгляд, премьерство Януковича дополнительным аргументом для тех стран ЕС, которые наиболее скептически относятся к евросоюзовским порывам Украины? Притормозит ли оно и без того вялый евроинтеграицонный процесс?
Не победа Януковича будет иметь такой эффект. ство в ЕС не было бы на повестке дня, даже если бы была восстановлена «оранжевая коалиция». То, что сегодня на повестке дня – это интеграция в конкретных, функциональных сферах жизненной важности для Украины: торговля, инвестиции и более дружественные визовые процедуры.
Интеграция развивается согласно определенной динамике и принципам. Евросоюз имеет один набор принципов, ЕЭП – другой. Интеграция с одним блоком и сотрудничество с другим – возможно. Интеграция с двумя – невозможна, и никому не следует иметь какие-то сомнения на сей счет.
Если Украина будет придерживаться ЕЭП, тогда ее евроинтеграционная перспектива иссякнет сама по себе. Кстати, есть также срочный вопрос: ство в ВТО. Устранят ли Регионы преграды, которые до сих пор блокируют вступление? Язык, которым написан Универсал, не подбодряет в этом вопросе. И если Украина не вступит в ВТО в 2006 году, она может потерять возможность сделать это в краткосрочной перспективе.
Есть ли основания расценивать премьерство Януковича как внешнеполитический просчет США?
Не совсем. США (и в данном конкретном случае, администрация Буша) более прагматична, чем большинство людей думают. Действительно огромные ожидания от оранжевых лидеров (как в Европе, так и в США) не были оправданы, и – как мы увидели – были неуместны.
Если, насколько я подозреваю, Янукович и Ахметов пожелают развивать мультивекторную политику, но на более сильной и более предсказуемой основе, чем это делал Кучма – тогда Вашингтон будет иметь дело с Украиной в конструктивном ключе и исходя из взаимных интересов.
Но если они захотят вписаться в геополитический дизайн Кремля и оказаться в российской сфере влияния, мы все проаем – украинцы больше всего. Я думаю, Янукович хочет найти некий баланс в отношениях с Россией. Он хочет, чтобы к нему относились как к серьезному партнеру Москвы, а не как к вассалу. Не будет чьим-то вассалом и Ахметов.
В заключение, ситуацию сегодня не следует рассматривать в черных тонах, потому она не была белой раньше. Это значит, у всех нас есть о чем думать и многое что делать.
ELCOMART Международная жизнь
agrinews.com.ua