В Великобритании авиапассажирам запретили брать с собой в салон сумки, в Германии в основном сохраняются старые порядки. На что годятся прежние методы досмотра?
Рентгеновские установки для ручной клади, считающейся наиболее критичной, в последние годы постоянно совершенствовались. Цветные дисплеи позволяют обнаружить оружие, а также твердые взрывчатые вещества. Тем не менее возникают пограничные ситуации.
Технические устройства, например портативные компьютеры или мобильные телефоны, содержат множество электронных элементов, которые не всегда можно однозначно идентифицировать. Если у проверяющего возникает сомнение, подозрительный предмет проходит проверку на дополнительном детекторе, который реагирует на пары известных взрывчатых средств.
В принципе, при помощи современных детекторов выявить жидкие взрывчатые вещества не труднее, чем твердые. Однако лишь при условии, если жидкость перевозится не в абсолютно герметичном контейнере. Для обнаружения взрывчатого вещества достаточно самых незначительных следов на контейнере или в окружающем воздухе.
С подозрительных предметов можно сделать смыв и подвергнуть его анализу на масс-спектрометре. После терактов 11 сентября 2001 года, в особенности на американских рейсах, и так длительная процедура проверки стала еще более продолжительной. Даже несмотря на рост зарплаты персоналу – расходы, которые, в конце концов, оплачивают пассажиры.
Использование всех возможностей для контроля, скорее всего, парализует мировое воздушное сообщение. Поэтому меры безопасности всегда сочетали в себе технические методы и индивидуальную оценку возможной угрозы. Решающее значение имеет распознавание опасности до того, как она проникнет в апорт, говорят эксперты. Совет, к которому сейчас прислушались в Англии.
Первая реакция британских должностных лиц – введение запрета на пронос в салон самолета любой ручной клади – понятна. Однако это не долгосрочное решение. Растущий удельный вес на рынке дешевых авиаперевозчиков, которые требуют деньги даже за чашку кофе или стакан лимонада, привел в последние годы к тому, что пассажиры стали брать с собой на борт собственные напитки.
Тем не менее, возможно, что в дальнейшем будет запрещено проносить в салон любую жидкость, как уже сейчас – ножницы и пилочки для ногтей. Но положение с электронными устройствами иное.
Все больше бизнесменов предпочитают работать в самолете. Доступ в интернет в бизнес-классе для многих из них является решающим фактором при выборе способа передвижения. Кроме того, скоро появятся технические возможности для разговоров в самолете по мобильному телефону. Выходит, что и в будущем без компромиссов не обойтись.
Райнер В. Дуринг, “InoPressa”
agrinews.com.ua