Двадцать седьмого августа Республика Молдова отмечает День независимости. Пятнадцать лет назад на площади Великого Национального собрания люди, съехавшиеся со всех концов республики, провозгласили независимость молдавского государства. Насколько же реализовались чаяния людей о свободе и демократии?
…Пятнадцать лет независимости. По историческим меркам срок небольшой, однако за эти полтора десятка лет Молдовой уже накоплен определенный опыт, иногда горький. Даже года не прошло после декларации независимости, когда начались военные действия на Днестре. Сегодня пробоины в стенах домов замурованы, боль о погибших притупилась, раны зарубцевались, а страна так и осталась разделенной надвое. Периодически стопорящийся процесс переговоров ощутимых результатов не дал.
Дезинтеграция страны не могла не оставить свой отпечаток на экономике. К этому прибавилось и далеко не всегда высокое качество государственного управления. Реформы, начатые в начале 90-х, по мнению Валерия Муравского, возглавлявшего кабинет министров в 1991-1992 годах, были сведены «аграриями» на нет. Электорат это понял: после парламентских выборов 1998 года Аграрная партия Молдовы навсегда исчезла с политической арены.
Но время было упущено. К власти пришли прозападники, но вместо прорыва страна ощутила новый удар. Финансовый кризис в России, подобно второй ударной волне, разрушил ки рыночной экономики. Денег не хватало, а если и были, то им не доверяли: коммерческие операции осуществлялись в основном по бартеру. Зарплату выдавали продуктами или промышленными товарами.
В последние годы ситуация изменилась. Молдова восстановила диалог с международными финансовыми структурами. Отмечен, хоть и небольшой, но все же рост ВВП. Тем не менее независимые эксперты считают, что кризис в экономике еще не преодолен. В этом году сальдо внешнеторгового баланса было отрицательным и достигло рекордной отметки – 1 миллиард лей.
Начиная с 1991 года, Молдова в выборе своего пути постоянно колебалась между Востоком и Западом, но в конце 2002 года вектор внешней политики был окончательно определен. Сегодня более 80% граждан поддерживает идею евроинтеграции. В феврале 2005 года Молдова и Евросоюз подписали совместный План действий, рассчитанный на 3 года. При условии эффективной реализации этого документа страна выполнит основные пункты «копенгагенских требований», обусловливающих ее вступление в ЕС.
У Брюсселя пока нет серьезных замечаний к Кишиневу. Наоборот, Евросоюз назначил своего специального представителя в Молдову по приднестровскому конфликту, открыл в молдавской столице представительство Еврокомиссии, поддержал введение нового таможенного режима на молдовско-украинской границе и проводит мониторинг этого участка государственного рубежа.
Все это вместе подпитывает желание Молдовы получить к 2007 году статус ассоциированного а ЕС. Вероятность этого оценивается политологами по-разному. Скептики напоминают о нерешенном приднестровском конфликте, о высоком уровне безработицы и низких по европейским меркам доходах, об укоренившейся коррупции и незавершенной юридической реформе. Оптимисты отмечают относительную стабильность и наметившиеся позитивные тенденции социально-экономического развития.
Выступая в конце июля на заключительной сессии законодательного органа республики, глава государства Владимир Воронин заявил, что для Молдовы наступил новый этап, в котором страна должна перейти от состояния «как все» к тому, в котором она определит свои контные преимущества и реализует их. Он считает необходимым выработать новую инвестиционную политику с учетом выгодного географического расположения Молдовы, находящейся между гигантским восточным рынком и рынком ЕС.
Коммунист Воронин выступает за либерализацию экономики и создание свободных экономических зон на принципиально новой основе. Он ратует за льготные условия для иностранных инвестиций в самые современные технологии, в принципиально новые производства. «Народ Молдовы, – сказал Воронин, – должен идти в Европейский Союз благополучным и богатым, а не просящим».
По материалам «Голос Америки»
ELCOMART Международная жизнь
agrinews.com.ua