С тех пор, как американцы свергли режим Хусейна в Ираке, а самого Саддама отправили на скамью подсудимых, отдыхать в Турции стало небезопасно. И хотя пока за взрывы на популярном курорте Мармарис и в Стамбуле ответственность на себя никто не взял, не исключено, что за нынешними терактами, как и за предыдущими, окажутся боевики из одной из курдских радикальных группировок. Усиление которых весьма кстати ослабляет Иран.
Террористы против туризма и энергетики
О возможной резкой активизации террористической деятельности объявленной вне закона Рабочей партии Курдистана (РПК) власти Турции предупредили еще в марте. Как сообщала газета "Джумхуриет" со ссылкой на источники в спецслужбах, около 200 добровольцев из РПК заявили о готовности осуществить теракты. По данным издания, РПК пыталась перебросить в крупные города 11 террористов-смертников. Как отмечалось, основной силой РПК для реализации ее планов станет группировка "Соколы освобождения Курдистана" (TAK).
Только в 2006 году Турция неоднократно подвергалась террористическим атакам.
9 февраля в Стамбуле было взорвано интернет-кафе. Один человек погиб и 16 получили ранения. Ответственность за теракт на себя взяли "Соколы освобождения Курдистана". (Эта же группировка 10 июля прошлого года совершила теракт в турецком курортном городке Чешме на побережье Эского моря, в результате которого пострадал 21 человек).
13 февраля взрыв прогремел в одном из стамбульских супермаркетов. 11 человек получили ранения, в том числе один - тяжелое. Теракт произошел в день очередной годовщины ареста главы курдских повстанцев Абдуллаха Оджалана, арестованного в феврале 1999 в Кении и отбывающего в настоящее время пожизненное заключение на острове Имралы в Мраморном море.
15 июня в Стамбуле вновь произошел взрыв. Бомба находилась в мусорном контейнере рядом с автобусными остановками в популярном туристическом районе Эминоню. Пострадали по крайней мере четыре человека. Одному из пострадавших оторвало руку. В этот день запрещенная в стране РПК отмечала 22-ю годовщину начала вооруженной борьбы за создание на юго-востоке страны "независимого государства курдов".
28 июля в результате взрыва в городе Измир на западе Турции ранения получили пять человек.
13 августа в результате взрыва в центральной части Стамбула пострадали четыре человека. Пластиковая взрывчатка была заложена в мусорную урну рядом с интернет-кафе в районе Кумкапи. Высказывалось мнение, что за взрывом стоят курдские группировки.
С вводом в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и началом работ по созданию газопровода с крупного каспийского местодения "Шах-Дениз" (Баку-Тбилиси-Эрзурум) боевики переключили свое внимание на объекты энергетической инфраструктуры. 20 августа взрыв произошел на отрезке газопровода, по которому в Турцию поступает иранский природный газ. Теракт, в совокупности с общей активизацией курдских повстанцев, не замедлил сказаться на транзитном рейтинге Турции.
Издержки демократизации
Активизация курдских боевиков в Турции напрямую связана с событиями в Ираке и Иране. Показательно, что нынешние теракты происходят на фоне суда над бывшим правителем Ирака Саддамом Хусейном, обвиняемым, в том числе, и в геноциде курдского населения.
Стоит напомнить, что курды были одной из сил, поддержавших вторжение американцев в Ирак. Эта поддержка была связана с надеждами на то, что западная держава поможет им реализовать свою давнюю мечту о создании собственного независимого государства. Тем более, что политика Вашингтона в регионе вполне эти надежды подпитывала: именно НАТО в 1992 "благословила" создание "Свободнного Курдистана" с правительством из ов ДПК (Демократической партии Курдистана; лидер - Масуд Барзани; с 1950 г. ее ом был и нынешний президент Ирака курд по национальности Джаляль Талабани) и ПСК (Патриотический союз Курдистана; основан в 1975 Джалялем Талабани). Тогда силы НАТО во главе с США вынудили Хусейна покинуть Южный (Иракский) Курдистан, где происходило очередное восстание за независимость.
В 2003 году американцы вновь решили прибегнуть к помощи курдов для ослабления Хусейна, и помощь эта была достаточно действенной. Однако после свержения диктатора, как надеялись некоторые, независимый Курдистан на территории Ирака создавать никто не спешил, что не удивительно: после завершения военных действий на первое место вышел вопрос стабилизации обстановке в стране, чему передел границ, очевидно, не способствовал бы.
В 2005 году президент Талабани окончательно развеял надежды своего народа на независимость, заявив в интервью французской газете "Либерасьон" о том, что независимый Курдистан, в случае его создания, оказался бы "нежизнеспособным государством".
В настоящее время в Южном Курдистане на севере Ираке существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является Масуд Барзани. В отличие от других регионов страны, в здесь относительно спокойно. Однако это не означает, что все иракские курды отказались от идеи независимости.
Стоит напомнить, что боевые отряды ДПК и ПСК после поражения Саддама Хусейна поспешили установить свой контроль над нефтяным Киркуком и Мосулом. Тогда США, опасаясь за судьбу нефтяных местодений, а также поддаваясь давлению Турции ( НАТО с 1951 г.), настояли на выводе курдских отрядов из этих районов, однако добиться их расформирования не смогли.
С тех пор проблема демократии в Ираке является одной из важнейших для Стамбула.
В Брюссель через Диярбакыр
В итоге Турция оказалась перед лицом необходимости борьбы со значительно укрешими свои позиции курдами как внутри страны, так и в Ираке и даже в соседнем Иране.
Эксперт Института Ближнего Востока А.А. Гурьев напоминает о состоявшемся в феврале 2003 года заседании Комитета оборонного планирования НАТО, посвященном вопросу оказания военной помощи Турции в случае войны с Ираком. "Впервые за всю историю ства Турции в НАТО возникла ситуация, когда необходимо было использовать ...поправку о натовских гарантиях безопасности.
Решение с трудом было принято после многочасовых дискуссий, так как ряд ов Североатлантического союза, не желая втягивания НАТО в войну, утверждали, что угрозы Турции нет и она не нуждается в защите. После принятия сложного решения ...в Турции, неприятно удивленной самим фактом дискуссии "помогать или не помогать" в условиях, по ее мнению, реальной для нее угрозы, впервые пошатнулась безграничная вера в "ядерный зонтик" и натовскую солидарность", - отмечает исследователь.
Именно тогда было принято окончательное решение об оснащении национальных ВС такими вооружениями, которые обеспечили бы в случае необходимости автономное решение вопросов безопасности. Впрочем, как полагают эксперты, решение Турцией курдского вопроса зависит не столько от вооружений, сколько от содействия США.
Анкара неоднократно обращалась к Вашингтону и Багдаду с просьбой принять меры по нейтрализации деятельности РПК в Ираке. По данным турецких властей, в настоящее время в Ираке базируются более 3 тыс. ов РПК, периодически проникающих на территорию Турции и совершающих диверсии.
Стоит напомнить, что волнения курдов охватили Турцию еще этой весной. При этом в ходе беспорядков, достигших Стамбула, турецкой полицией были случайно застрелены трое детей. И хотя власти специально предупредили граждан, чтобы они не привлекали женщин и детей в ряды протестующих, этот инцидент вызвал волну возмущения внутри страны и за ее пределами.
В частности, серьезное беспокойство происходящими в стране беспорядками выразил ЕС, куда так стремится турецкое правительство. Учитывая, что путь Анкары в Брюссель лежит через Диярбакыр (центр турецкого Курдистана), руководство страны находится сейчас перед очень сложной дилеммой. Миссия заключается в том, чтобы не ущемить права национального меньшинства (о которых последние хорошо осведомлены), но при этом добраться до Брюсселя целиком. Миссия не из легких, скажем прямо.
Между США и Ираном
США, пытающиеся стабилизировать обстановку в Ираке и прямо заинтересованные в безопасности энергетических маршрутов, проходящих через территорию Турции, тем не менее, ведут довольно двусмысленную в отношении курдов политику. И пока у власти в Иране остается решительно настроенный Махмуд Ахмадинежад, шансов на то, что эта политика станет более определенной, мало.
Как отмечает исследователь О.И.Жигалина, нерешенность курдского вопроса (а в Иране ают, по разным оценкам, от 5 до 7 млн представителей этого народа) - один из факторов постоянной дестабилизации внутриполитической обстановки в Исламской республике. Иными словами, Вашингтон пытается использовать иранских курдов (как и когда-то иракских) для свержения неугодного режима. Курдов, в свою очередь, на союз с американцами толкают опасения того, что в случае чрезмерного усиления Тегерана иранское правительство создаст "глобальное исламское государство, разрушающее культурные ценности (курдского) народа". Таким образом, "курдская политическая оппозиция, вынашивая свои националистические планы, ненароком оказывает неоценимую услугу Соединенным Штатам", заключает эксперт.
Стоит добавить, что иранская оппозиция, возглавляемая Демократической партией Иранского Курдистана, решительно осуждает иранскую ядерную программу. Словом, лишать курдов надежды на, по крайней мере, широкую автономию, было бы для США несвоевременно. А РПК это не может не вдохновлять.
Что касается Анкары, то она не спешит осуждать ядерные разработки Тегерана, настаивая, впрочем на их мирном характере. В то же время, власти страны не заинтересованы и в чрезмерном усилении соседа.
С опозданием на день
Лавируя между набирающим силу Тегераном и укрепляющими свои позиции на Ближнем Востоке США, Турция приняла решение действовать самостоятельно. В то время как мир внимательно следил за развитием ливано-израильского конфликта, Анкара перебросила войска к иракской границе. В настоящий момент армейская группировка в этом регионе превышает 150 тыс. человек.
24 августа турецкая авиация нанесла воздушные удары по позициям курдов в Северном Ираке.
25 августа Рабочая партия Курдистана предложила турецким властям сесть за стол переговоров.
26 августа турецкие истребители F-16 вновь нанесли удары по базам РПК в "некотролируемых" праничных территориях.
27 августа турецкий спецназ совершил очередной рейд в Северный Ирак. В этот же день Вашингтон и Анкара договорились о координации политики в отношении РПК.
28 августа прогремели взрывы в Стамбуле и Мармарисе, в результате которых пострадал 21 человек.
"РИА Новости"
agrinews.com.ua