Если вопросы будущего статуса Косово находятся в руках переговорной группы при международном посредничестве Марти Ахтиссари, то вопросы ежедневной жизни края зависят от работы международных сил UNMIK. О том, как обстоят дела в Косово с точки зрения международных сил, в интервью «Росбалту» рассказал глава UNMIK, спецпредставитель генерального секретаря ООН Йохим Рюккер.
- Вы совсем недавно заступили на пост специального представителя генерального секретаря ООН по Косово. Каково ваше мнение о современной ситуации в Косово?
- Современная политическая обстановка находится под большим влиянием переговоров о политическом статусе, ведущихся в настоящий момент. С одной стороны, в крае чувствуется ожидание, полное надежд, а с другой стороны, присутствует атмосфера нервного напряжения, поскольку до сих пор непонятно, чем это все закончится. Могу сказать, что за последние годы временные институты власти Косово стали более зрелыми, более профессиональными. И мы можем уже перейти к следующей стадии, какой бы она ни была. Риск, конечно, есть всегда, и над многим еще надо работать. Но в целом могу сказать, что Косово готово к следующему этапу.
- Главной проблемой косовского урегулирования остается вопрос о статусе, в котором стороны не могут достичь компромисса. Как вы считаете, можно ли как-то разблокировать этот процесс?
- Я не считаю, что могу дать ответ на этот вопрос, поскольку он является весьма политизированным, и, к тому же, переговоры находятся в сфере компетенции Марти Ахтисаари. Но я бы не согласился с утверждением о том, что процесс переговоров парализован. На следующем этапе переговоров, и, возможно, в Совбезе ООН в скором времени будут представлены существенные предложения о том, как можно этот вопрос решить. Я считаю, что процесс двигается, это очень важно, и эту динамику надо сохранить. Однако финальное решение определяется принципами, разработанными для ведения переговоров, в которых говорится, что невозможно возвращение к ситуации 1999 года, невозможно присоединение Косово к одному из государств региона, и невозможно его деление. Тем не менее, в самой сути переговоров кроется то, что решение должно устраивать обе стороны. В этом и ограничения переговоров, и их возможные последствия. Последнее слово будет за Совбезом ООН.
- На площадке ООН в эти дни проходила министерская встреча по Косово. В чем ее основное достижение, на ваш взгляд?
- Очень важно, что все министры подтвердили идею, высказанную в Лондоне в начале года, о том, что необходимо сделать все возможное, чтобы к концу 2006 года решение о статусе было принято. Сделав это, они поддержали Марти Ахтисаари в его работе. Они также поблагодарили его за те огромные усилия, которые он предпринял, и я думаю, что они поддержат его в дальнейших шагах.
- Справляется ли международное сообщество со своей работой в крае?
- Я считаю, что да. Однако сейчас после сложного периода 90-х, когда косовские албанцы притеснялись, и после периода международного управления краем, пора принимать решение о политическом статусе. Если международное сообщество не потеряет динамику развития событий и сможет найти решение, я думаю, серьезных ошибок допущено не будет. Если ожидания будут обмануты и решение не появится на столе, то международное сообщество не справится со своей миссией.
- Существует мнение, что после событий марта 2004 года международное сообщество заинтересовано только в том, как бы побыстрее покинуть Косово…
- Это было бы безответственным. За семь лет работы была создана основа для политических институтов в Косово, и нужно довести дело до конца. Тому, что произошло в марте 2004 года, есть техническое объяснение, но, безусловно, эти события стали самым трагическим случаем работы международных сил. И я уверен, что международное сообщество и политические лидеры Косово настроены сделать все, чтобы такого больше не повторилось.
- Тогда как вы относитесь к утверждению о том, что сербы в Косово страдают от повседневных нападений? Среди последних примеров бомба, брошенная в кафе в сербской части Косовской Митровицы, нападение на 4-х сербов в Клине…
- Я не согласен с утверждением, что косовские сербы являются постоянными жертвами агрессии со стороны албанцев. Это преувеличение. Есть инциденты, которые могли бы носить характер этнически-мотивированных преступлений, как в случае с брошенной бомбой в кафе. Обращу ваше внимание, что по факту совершения преступления был задержан один подозреваемый, и сейчас идет следствие. Так же, как и в случае с событиями в Клине полиция заявила, что сделает все, чтобы найти виновных.
Мы постоянно занимаемся мониторингом потенциальных актов этнически-мотивированного насилия, и во многих случаях оказывается, что имело место обычное преступление, не связанное с этническим происхождением. Поэтому подобные утверждения не соответствуют положению дел в крае, так же, как и утверждения о гетто. Элемент изоляции сербского сообщества существует, но это, скорее, результат политики Белграда, чем того, что происходит в самом Косово. Это изоляция, которую сербы выбирают сами.
- Не считаете ли вы, что должна быть проведена дополнительная работа с косовскими сербами, направленная на их интеграцию?
- Это один из самых насущных вопросов. Косовские сербы являются частью Косово. Это их дом, здесь они должны быть в безопасности. Но они должны интегрироваться в жизнь сообщества. Поэтому мы надеемся, что приверженцы твердой линии в Белграде прекратят политику, направленную на разубеждение косовских сербов в том, что им надо интегрироваться в косовское общество, что им надо принимать участие в политической, экономической жизни Косово. Мы надеемся, что Белград перестанет влиять негативно на косовских сербов, и наоборот начнет поощрять их участие. Им же, как и всем другим, нужны рабочие места, доход, больницы, школы. Если этого не произойдет, косовские сербы окажутся в очень тяжелой ситуации. Я считаю, что многие из них хотели бы это сделать, но они не решаются. И это проблема.
- Каковы ваши рабочие планы на ближайшее время?
- Соответствующей резолюцией Совбеза ООН предусмотрено, что в данный момент UNMIK должен готовить передачу полномочий косовским структурам от международных в свете приближающегося принятия решения о статусе. Именно этим я и собираюсь заняться.
- Оба спецпредставителя генсека по Косово были немцами. Почему?
- Я был назначен генеральным секретарем ООН, это может быть только совпадением, ничем другим. На моем месте мог быть кто угодно, кто подошел бы под критерии, это никак не связано с Берлином.
Беседовала Юлия Нетесова ИА «Росбалт»
ELCOMART Международная жизнь
agrinews.com.ua