Руководитель крупнейшего украинского меткомбината Нарендра Чодери не верит в очередную реприватизацию и утверждает, что за время работы на «Кривстали» он никого не уволил. ...
– Назначение Виктора Януковича, соратника бывшего совладельца комбината «Кривосталь» Рината Ахметова, на пост премьер-министра может грозить повторной реприватизацией завода?
– Я вообще не слышал ни одного заявления от премьер-министра о повторной приватизации. Это невозможно.
– Если же будут предприняты такие попытки, какими будут действия Mittal Steel?
– Почему я должен делать предположения?
– Но в случае невыполнения инвест-обязательств, в чем сейчас обвиняется Mittal Steel, государство может разорвать договор продажи меткомбината. При этом инвестор может рассчитывать на компенсацию только в случае повторной приватизации объекта, сроки которой не определены законом. А сумма компенсации не может превысить сумму, которую заплатят новые покупатели. То есть $4,8 млрд., уплаченных вам, могут и не вернуть.
– Почему я должен готовиться к каким-то фантастическим сценариям? Почему я должен ожидать, что правительство может так опрометчиво поступить? Оснований для этого нет. Это же цивилизованная страна! Я не слышал ни одного заявления от официальных лиц по этому поводу. Я вообще не беспокоюсь на этот счет.
– Когда вы впервые пришли на «Кривосталь», что вас удивило?
– Честно говоря, я ожидал, что завод будет в гораздо худшем положении. Обычно, когда я приобретаю завод, я предполагаю, что оборудование и техническое обеспечение могут быть недостаточно хорошими. Но здесь все оборудование сохранилось в отличном состоянии. Это было приятным сюрпризом для меня.
– То есть вы как представитель инвестора не жалеете, что отдали за завод почти $5 млрд.?
– В целом мои ожидания совпали с тем, как завод сейчас работает. Я же отвечаю за это предприятие.
– Но менять на «Кривостали» все-таки что-то приходится?
– В основном это касается улучшения уровня безопасности на предприятии. Мы начали сотрудничать с компанией Dupont — их контроль за безопасностью считается лучшим в мире.
– Профессиональный уровень рабочих комбината устраивает новых собственников?
– Абсолютно. Я даже горжусь ими.
– Но рабочие говорят о «скрытых» увольнениях — когда сотрудников увольняют, и на их должность не берут новых. ФГИ также обнародовал результаты проверок, согласно которым произошло сокращение сотрудников с 57,2 до 55,5 тысяч.
– Я не уволил ни одного человека. Но если сотрудник работает на меня сегодня, а завтра захочет уйти на другую работу, я же не могу его арестовать и насильно удерживать на заводе.
– Коллектив также не удовлетворен зарплатой. Профсоюз требует выполнить отраслевой минимальный стандарт, согласно которому орабочие предприятия должны получать не меньше 2200 грн.
– А вы удовлетворены своей зарплатой?
– Наверное, никто не удовлетворен зарплатой.
– И я тоже не удовлетворен той суммой, которую получаю. Я не видел ни одного человека, которому бы нравилась его зарплата.
– Все же, вы планируете повысить зарплаты на «Кривостали»?
– Мы повысили зарплаты на 22%. Я хочу спросить: есть ли в Украине какой-либо другой меткомбинат, который повысил зарплаты в такой же мере? Нет. Почему этого ожидают только от нас? Это не выгодно для моего бизнеса. А ведь мы все конты на рынке. Давайте делать это вместе с другими металлургическими компаниями, во всей отрасли.
– Планируете ли вы расширение бизнеса в Украине? Какие активы интересуют Mittal Steel?
– Мы заинтересованы в приобретении Кривоского горнообогатительного комбината окисленных руд и нескольких угольных шахт.
– Какие именно шахты вас интересуют?
– Правительство Украины заявило о намерении объявить приватизацию некоторых шахт. Что будет предложено — я не знаю.
– Недавно вы заявили о том, что намерены спонсировать футбольную команду «Кривбасс». Однако клуб не согласился на ваши условия. Почему?
– Мы сказали, что будем поддерживать футбольную команду, выделив на это 3,5 млн. грн. Это большие деньги. И мы хотели, чтобы на футболках оков было написано имя нашей компании. Но они (руководство клуба. — «ДЕЛО») сказали «нет». Как же мы можем их финансировать?
– Может, вы предложите такие же условия другому клубу?
– Кто знает. Посмотрим.
Мирослава СКИБИНСКАЯ
ДЕЛО