Экологи требуют от Кабмина провести общественные слушания, где может быть открыта правда о строительстве и существовании канала Дунай - Черное море. Как сообщил директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко, судоходный транзит по этому каналу экономически не выгоден и наносит значительные экологические убытки уникальной природе Дунайского заповедника. По его словам канал не смог просуществовать даже 3-х лет, поскольку здесь накапливается ил. С апреля 2006 г. каналом не прошло ни одно судно.
В.Борейко напомнил, что на строительство канала было потрачено 96,8 млн грн, а общая прибыль от него составила 6 млн грн. Денег за проведенные на канале работы немецкая гидростроительная фирма до сих пор не получила и она угает подать в международный суд на Украину. Дунай - Черное море нанес значительные убытки экологии: изменилась динамика воды в устье Быстрое, уничтожены места ания птиц и рыб, увеличена концентрация вредных веществ в р.Дунай.
Как сообщалось, в июле Украина раскритиковала итоговый документ международной комиссии, которая изучала украинский проект восстановления глубоководного судоходного канала Дунай - Черное море с точки зрения экологического вреда. По этому поводу МИД Украины сообщил, что ожидался научный отчет по результатам работы экспертов. Но оформленный в виде пресс-релиза отчет, представленный украинской стороне, не может рассматриваться как документ, на основании которого можно делать серьезные выводы. Международная комиссия, специалисты которой изучали ситуацию на канале, была инициирована в 2004 г. Румынией. Специалисты прокомментировали ситуацию так, что расхождения Украины и Румынии по поводу развития судоходства на Дунае лежат не в экологической, а экономической плоскости. Поскольку Румыния практически монополизировала право судоходства в дельте Дуная, а открытие судоходства по каналу Быстрый создаст альтернативу для речных перевозок и лишит румынскую казну миллионных прибылей.
В мае 2006 г. украинский эколог-юрист Ольга Мелень получила престижную Международную премию Голдмэна (ее неофициальное название "Экологический Нобель") за свой доклад, нацеленный против строительства канала. В ее докладе было сказано, что за полтора года функционирования канала по нему прошло 700 судов, но государство получило только 14,6% дохода от проекта.
Решение о строительстве в украинской части дунайского устья Быстрое глубоководного канала Дунай - Черное море правительство приняло 12 мая 2004 г. Протяжность судового хода - 170,36 км, протяжность морского подходного канала - 3,3 км, проектная осадка судна - 5,85 м. Сейчас глубины на Быстром — 4,2 м. Противники строительства замечают, что Украинское дунайское пароходство располагает всего 5-ю судами с осадкой 6,9 м. Поэтому углублять канал исключительно под собственные суда нецелесообразно. Кроме того, эксперты сомневаются, что проект можно будет окупить за заявленные 8–9 лет.
Инф. «РБК-Украина»
agrinews.com.ua