Хотим мы того или нет, но глобализации украинской розничной торговле не миновать. Таковы общие экономические тенденции: через всевозможные слияния и поглощения прошла в свое время и американская, и западноевропейская розница.
Впрочем, почему прошла? Во многих странах этот процесс еще весьма далек от завершения.
Есть и второй немаловажный аспект, способствующий глобализации отечественной торговли. За неполных десять лет своего существования наш ритейл стал лидером по темпам развития, обойдя практически все остальные отрасли экономики. А посему является сегодня одним из самых привлекательных секторов для инвестиций.
Семимильными шагами
Уже начиная с 1999 года, темпы роста розничного товарооборота начали превышать темпы роста реального ВВП Украины. Сохраняются они и сейчас. По данным Госкомстата, оборот розничной торговли в 2005 г. составлял 157,5 млрд. грн. - на 22,4% больше, чем в предыдущем году. Этот же показатель предприятий оптовой торговли достиг 471,7 млрд. грн. За четыре месяца с.г. объемы отечественной розницы уже составили 57,4 млрд.грн., превысив прошлогодние цифры за аналогичный период на 26,1%.
Например, розничный товарооборот во Львовской области за последние 10 лет увеличился в 6,5 раз и по темпам роста на душу населения уступает лишь Киеву, Харьковской, Днепропетровской и Закарпатской областям. Как говорится, no comments.
Активному развитию нашей торговли способствовали многие факторы. И среди них – стабильный рост доходов населения, темпы которого оцениваются на уровне 7-12 %. Соответственно, в ногу с повышением благосостояния народа шло и повышение его покупательских возможностей.
Естественно, сие не прошло мимо внимания крупных оков мирового ритейла, которые еще в 2002 году рассматривали Украину как представителя второго «эшелона» своих интересов. В результате наша страна переместилась в списке инвестиционной привлекательности рынка розничной торговли (рейтинг агентства A. T. Kearney) со второго десятка в первый. И уступает сейчас лишь таким потребительским «монстрам», как Россия, Индия и Китай.
К благоприятным факторам, подталкивающим отечественную розницу к развитию, можно также отнести переориентацию покупателей с ценовых на качественные параметры, повышение требовательности к ассортименту товаров и качеству обслуживания, высокий уровень прибылей отрасли и заинтересованность во внутренних инвестициях. Ко всему, с годами приобретался опыт работы, развития торговых форматов, сетей и т.д.
Не последнюю роль, конечно же, сыграли и низкий уровень обеспеченности населения торговыми площадями (не потому ли около 24% всего оборота всей розницы страны до сих пор приходится на организованные стихийные рынки?) и сравнительно низкий уровень конции.
Что касается первого аспекта, то, к примеру, доля новых торговых форматов в относительно «благополучном» Львове составляет всего лишь около 16-17 %. В целом же по западному региону Украины на каждую тысячу жителей приходится лишь по паре объектов розничной торговли, тогда как в Польше – 10, а в Венгрии – 16. Ко всему, по нормам ЕС на каждые 20 тыс. населения нужен минимум один супермаркет. Так что о насыщенности рынка говорить пока рано.
Побеждает сильнейший?
Как свидетельствует международный опыт, конция между форматами розничной торговли начинается, когда их доля составляет 30 % и больше. Сейчас этой планки фактически достиг лишь Киев, но лед, что называется, уже тронулся. Украинский ритейл, как это уже бывало не раз, снова оказался впереди всея планеты - начался активный передел крупными национальными операторами еще не до конца сформированного рынка.
Начиная с 2003 года, тихо-мирно почили в Бозе такие сети, как “Днепрянка”, “Бриг”, “Тико-маркет”, “Сосед”, “Экомарт”, «Їжачок», «Киев», «Деликатес», «Бегемот», львовская “ВАМ”, казавшаяся вполне крепкой «Spar» и многие другие. Со скандалами сошли с торговой сцены обанкротившиеся сети «Дача», «Евромарт», «Рорус», «Да! Маркет»…
Большинство из них перешли под эгиду Fozzy Group, ДП «Квиза-Трейд» и российских операторов. Тем не менее, говорить о прямом поглощении ими своих контов было бы несправедливым. Ибо в исчезновении ряда сетей честь исполнения «лебединой песни» принадлежит либо их владельцам, либо бездарному менеджменту.
Ко всему, есть так называемые условия непригодности магазина.
Основные из них – это месторасположение и конфигурация. Видимо, это сказалось и на печальной кончине сети гастрономов «Днепрянка». Некоторые ее магазины находились в таких местах, где невыгодно размещать даже дискаунтер. А другие, хоть и располагались в оживленных местах, имели планировку, которая не позволяла трансформировать их в «точку» самообслуживания.
Эпилог известен: 38 гастрономов «Днепрянка» общей площадью 19 908,66 кв. м (с учетом продуктовой базы, кондитерского цеха, стройгруппы и офиса - 36 596,64 кв. м) перешли к корпорации Fozzy Group. Часть из них впоследствии была переформатирована в дискаунтеры "Фора".
Что касается сети «Евромарт», акционером которой был некий Джон Кания (он же – учредитель закрывшейся ранее сети дискаунтеров «Дача»), то она перестала существовать именно из-за неграмотного менеджмента. Хотя, с другой стороны, нельзя сказать, что ничего не предпринималось для ее спасения.
Руководство фонда WNISEF, владевшее сетью, пытаясь вернуть вложенные средства, решило кардинально изменить курса развития и перевести ее в формат «мягкого» дискаунтера. Однако это так и не дало желаемого улучшения финансового состояния «Евромарта». Испытаний форматом cash&carry он не выдержал.
В феврале 2004 года сеть «Велика Кишеня» выкупила 4 магазина сети «Бегемот». «Нельзя сказать, что они были расположены в явно неудачных местах, - утверждал тогда Александр Прядухин, коммерческий директор компании «Квиза-Трейд», которой принадлежит «Велика Кишеня». – Причина кроется в ошибках менеджмента компании. В частности, не было полноценно реализовано торговые площади под соответствующие технологии торговли».
Киевская сеть «Spar» сошла с дистанции, можно сказать, из-за разочарования ее хозяев – компании «Spar Украина», которые так и не смогли выйти на запланированные результаты. Не помогла и продажа контрольного пакета акций австрийской финансово-инвестиционной группе. Весной 2005 г. «Spar» купила компания «Перекресток».
Весьма неплохо на чужом банкротстве «разжилась» и Fozzy Group – в начале 2005-го она присоединила к уже имеющимся «Сільпо» и «Форам» киевские сети «Тико-Маркет» и «Да! Маркет», крымскую сеть супермаркетов «Экомарт» и львовскую сеть «ВАМ». В отношении «Тико-Маркет» речь, в принципе, не шла о банкротстве – скорее это был «слив» непрофильных активов в преддверии второго тура президентских выборов. А вот сеть супермаркетов «Да! Маркет», принадлежавшая российской компании «Далпорт спиритс», в момент продажи уже явно шагала к долговой яме.
На украинский рынок она вошла красиво – в 2002 г. открылось сразу несколько магазинов. Да не как-нибудь, а на условиях высокой арендной платы договоров лизинга, что было еще не по зубам многим отечественным ритейл-операторам. До конца 2004-го уже работало 10 магазинов «Да! Маркет» в Киеве и 3 - в Виннице. В то же время, общая задолженность по платежам за предоставленный товар достигла 1 млн. долларов, а сроки оплаты затягивались до полугода. Кончилось же все тем, что большая часть поставщиков отказалась сотрудничать с сетью и завалила суды исками. Ситуация была столь сложна, что Fozzy Group купила не сам бизнес, а лишь оборудование «Да! Маркетов» и перевод помещений в арендные соглашения с новым владельцем.
Не всегда оправданное стремление к количеству сыграло злую шутку и со столичной сетью «Сосед», торговые «точки» которой позиционировали себя как convenience stores (удобные магазины). Перед выходом на рынок руководство компании почти год взвешивало все pro и contra. Инвестором проекта, предусматривающего строительство сети из 15-20 магазинов и аренду примерно еще стольких же, выступила кипрская оффшорная компания Usukr Ventures Ltd. Тем не менее, «Сосед» не долго продержался…
Маємо те, що маємо
Первые контные бои на рынке розницы принесли первые потери, но, в то же время, несколько укрепили дух оставшихся на плаву. И не только дух: процесс поглощения торговых операторов тянет за собой увеличение оборотов. А значит, и появление средств, которые можно вкладывать в дальнейшее развитие отечественных сетей. Определенную выгоду имеет с этого и потребитель, получающий более широкий выбор цены, качества, ассортимента и места покупки.
Самые прочные позиции сегодня имеет, пожалуй, корпорация Fozzy Group, имеющая почти 80 супермаркетов «Сельпо», около 40 дискаунтеров «Фора», 16 аптек «Будь здоров», 3 гипермаркета «Фоззи». А еще – сеть гастрономов «Днепрянка» и магазинов бытовой техники «Отто Штеккер».
Следом за ней идут компании «Гарантия Трейд», владеющая сетью супермаркетов «Фуршет», и «Квиза Трейд» (сеть «Велика кишеня»).
Совсем неплохо себя чувствуют несколько региональных ритейл-операторов. Например, днепропетровская компания «АТБ-маркет» имеет крупнейшую сеть «АТБ», которая по количеству торговых объектов уже давно «разменяла» первую сотню, а в географическом плане охватила более двадцати городов Украины.
В западном регионе продуктовый ритейл лучше всего развит в Луцке и Львове. В частности, Волынскую и Ровенскую области довольно крепко прихватили ЗАО «Агроконтракт», представленный здесь супермаркетами «Колибрис», и компания «Пакко», имеющая десяток мелкооптовых магазинов под одноименным названием и полтора десятка супермаркетов «Вопак».
В Галичине пока почти безраздельно властвует ТК «Интермаркет», которому принадлежит 25 торговых объектов. Причем не только во Львове, а и Луцке, Ивано-Франковске и других крупных городах западных областей. (Кроме того, «Интермаркет» сейчас планирует выйти и на киевский рынок.) Общий объем дохода «Интермаркета» от реализации продукции в 2005 г. составил 130 млн. долларов, и по итогам года компания вошла в десятку сильнейших ритейлеров Украины. Кстати, она может похвастаться и весьма диверсифицированным бизнесом, который «осилила» разве что Fozzy Group. «Интермаркет» имеет в своей структуре сети супермаркетов, дискаунтеров, два сash&сarry, два магазина самообслуживания и собственный логистический центр площадью 10 тыс. кв. м (с возможностью расширения до 40 тыс. кв. м).
Что характерно, обостряющаяся конция внесла и качественные изменения в торговые сети. Во-первых, изменились отношения с поставщиками - они стали более профессиональными и строятся на взаимовыгодных условиях. Появились дополнительные направления в ритейле, как-то кулинарные и кондитерские цеха в супермаркетах, собственные пекарни, пельменные и рыбные цеха, аквариумы для живой рыбы. Почти повсеместно уже практикуются программы повышения лояльности покупателей - дисконтные программы, дополнительный сервис (круглосуточная работа торгового заведения, доставка продуктов на заказ). Также начали развиваться попутные направления - сети аптек, декоративной косметики и прочее. Словом, идут интенсивные приготовления к тотальному нашествию главных оков мирового ритейла.
Чужие начинают и…
Появление заинтересованности зарубежных операторов розницы Украиной многие эксперты объясняют высоким уровнем рентабельности и быстротой окупаемости торговых проектов по сравнению с другими европейскими странами. Если их что и сдерживает от вхождения, то только лишь нечеткость нашей законодательной базы и определенная политическая нестабильность.
Сегодня на украинский рынок реально претендуют немецкая сеть «BILLA» с восемью супермаркетами в Киеве, Запоье, Днепропетровске и Харькове; ее соотечественница «Metro Cash & Carry», литовский «VP Market», венгерский «CBA», португальський «Jeronimo Martins», французский «Сarrefour», «TESCO» (Великобритания), российские «Перекресток», «Магнит» и «Рамстор» (под этой ТМ в России работает турецкий «Мigros»). Приглядываются к нам также немецкий «HIT», французского «Auchan» и даже американский «Wal-Mart».
Уже в этом году в Киев собирается прийти немецкая компания «Media Market», входящая в группу компаний «Metro Group» и владеющая более чем полутысячами магазинов в Европе.
Чем грозит западная экспансия? Обороты зарубежных ритейлеров исчисляются миллиардами долларов. Они имеют большой опыт строительства сетей в целом ряде стран, умеют вести бизнес более эффективно, чем их украинские коллеги. Еще одно преимущество глобальных оков - налаженные логистические схемы, что позволяет работать на более низкой марже. Сейчас торговая наценка у всех национальных сетей составляет примерно 15 %, тогда как в Прибалтике она равна 9 % и дает прибыль.
Имея колоссальные оборотные средства, «чужаки» могут длительное время демпинговать. И в таком формате, как гипермаркет, наши ритейлеры уже не выдерживают их натиска. В отличие от местных операторов розницы, они и не гонятся за мгновенной прибылью, а сначала упрочивают свои позиции на рынке.
Пока иностранцы заходят в Украину по одному. Это дает возможность отечественному ритейлу соорудить оборонительные редуты. В частности, организоваться для выработки общей политики сотрудничества с поставщиками, создать определенное общественное мнение, заняться лоббированием собственных интересов на законодательном уровне. Ну и, конечно же, продолжать бороться за покупателя, повышая качество торговли, запуская собственное производство и ведя выверенную кадровую политику.
Журнал "Торговое Дело"
agrinews.com.ua