"Жадные до смерти"
Многие российские СМИ, начиная с "Московского комсомольца", поместившего на своих страницах такой заголовок, приводят в последние дни шокирующее объяснение причины последнего падения самолета, произошедшего на прошлой неделе на востоке Украины и унесшего жизни 170 человек. Ту-154 петербургской авиакомпании "Пулково", летевший с побережья Черного моря в Санкт-Петербург, попытался пересечь зону грозы потому, что летчикам этой компании (как и других российских компаний) доплачивают за экономию керосина, предполагают специалисты в области авиации.
"Гроза"
"Летчики "Пулковских авиалиний" ежемесячно получают за экономию топлива около 300 долларов" (при зарплате от 600 до 1500 долларов. – Libération), – заявил газете "Московский комсомолец" пилот Вячеслав Ахременко. "И когда экипажу надо было дать крюк, чтоб обойти грозу, то летчики все время помнили: это дополнительный расход топлива". Поэтому, сказал он, пилоты Ту-154 попытались пройти над грозой, поднявшись на высоту более 10000 метров (этот маневр позволяет экономить керосин), и там самолет попал в зону турбулентности. Его авиакомпания проводит аналогичную политику, продолжает пилот, не уточняя названия своей фирмы-нанимателя. "К примеру, лечу я в Киев. Мне дают 10 тонн топлива, а я понимаю, что надо 12, так как плохая погода, возможно, придется обходить грозу или уходить на запасной адром в Минск. Но дают-то все равно впритык!"
Поощрение
Другой российский пилот в беседе с корреспондентом Libération на условиях анонимности сообщил: "Эта практика премирования за экономию горючего существует еще с советских времен. Тогда при зарплате в 120 рублей в виде премии за экономию можно было получить 100-120 рублей в месяц. Сегодня мало того что летчикам доплачивают за экономию для компании: за перерасход им грозит увольнение". "Пулково" – третья по значению российская авиакомпания по количеству перевозимых пассажиров – лишь отчасти опровергла эти утверждения. "Премии выплачиваются в зависимости от многих показателей, и экономия горючего – лишь один из них. Главное – это безопасность полета", – заверил нас вчера ее официальный представитель. "Сибирь", вторая авиакомпания страны, признает, что у нее тоже существует "программа поощрения сотрудников", в которой экономия горючего является "одним из показателей". В "Афлоте", который остается ведущей авиакомпанией страны, утверждают, что стимулирование экономии горючего касается лишь наземного маневрирования самолета.
"При сегодняшних ценах на горючее понятно, что авиакомпании стараются его экономить, – отмечает Магомед Толбоев, бывший летчик, герой советской авиации. – Но меня больше беспокоит содержание самолетов. Сегодня в России бывает, что небольшие авиакомпании доставляют самолет на контроль, оставляют его там ненадолго, потом платят ину стоимости ремонта, чтобы в документах записали, что ремонт проведен, хотя на самом деле ничего не сделано. Иногда самолет вообще остается на месте, приносят только бумаги, которые заполняются по всей форме". В советскую эпоху и за меньшее "расстреляли бы", вспоминает этот ветеран, который удивлен тем, что после целой череды падений самолетов, произошедших в последние месяцы, от правительства не последовало никакой реакции. Между тем даже по статистике российского Федерального агентства воздушного транспорта, приводимой газетой "Ведомости", лишь 45% российских самолетов находятся в "хорошем состоянии".
Череда катастроф
"Самолеты падают один за другим, а государство ничего не предпринимает", – говорит Магомед Толбоев. 3 мая Airbus 320 армянской авиакомпании Armavia разбился при подлете к российскому городу Сочи: погибло 113 человек. 9 июля Airbus 310 российской авиакомпании "Сибирь" разбился при посадке в апорту Иркутска: погибло 124 человека. Наконец, 26 августа упал Ту-154 компании "Пулково". Еще до этой череды катастроф, в 2005 году, по данным журнала "Коммерсант-Власть", Россия поставила рекорд в 0,826 погибших на миллион перевезенных пассажиров: среднемировой показатель составляет 0,519, а в США, являющихся лидером по безопасности воздушного транспорта, он составляет 0,027.
Лорен Милло, Inopressa
agrinews.com.ua