Неопределенность с ценами на топливо вынуждает компании не торопиться с повышением тарифов
На фоне резкого роста стоимости бензина в ближайшее время в городе могут существенно подоать услуги такси. Если некоторые столичные службы стали плавно повышать цены на свои услуги еще с начала августа, то основная часть компаний отложила этот непопулярный шаг до сентября, ожидая определенности на рынке нефтепродуктов.
До сих пор стоимость услуг многих киевских служб такси составляла 1,7–1,9 грн. за км проезда. Но, если учесть, что большинство диспетчерских использует при работе тарифные таблицы, которые зачастую неадекватно определяют стоимость проезда, реальный средний тариф был несколько выше. «Сегодня в городе практически не осталось служб, которые брали бы меньше 2 грн. за км проезда», — отметил директор такси «Барс» Сер Лысенко. В то же время в компаниях жалуются, что только с начала этого года цены на бензин марки А-95 повысились на 15–20%. Поэтому некоторые службы с августа стали пересматривать свою тарифную политику. К примеру, по информации диспетчеров «Экспресс-такси», недавно проезд в машинах компании подоал с 1,8 до 2 грн. за км, то есть на 11%, а при использовании тарифных таблиц — на 18–20%. Впрочем, учредитель «Экспресс-такси» Владимир Терлецкий считает, что существенного роста тарифов в службе не произошло. «Мы действительно повысили размер «минималки» с 15 до 16 грн. и плату за проезд в центральной части города из-за постоянных заторов. Если ранее клиент платил 25 грн., то теперь за то же расстояние он отдаст 26 грн.», — говорит он. Увеличила с 15 до 20 грн. стоимость минимального вызова и служба «Фортуна». Таксисты компаний в неофициальных беседах признают, что на 1–2 грн. повысилась цена проезда в «Дельта-такси», «Престиж-такси» и «Такси-Плюс», хотя их представители отрицают этот факт.
Председатель профсоюза таксистов Василий Попик полагает, что массовое повышение цен на услуги такси начнется в сентябре. С ним согласно и большинство столичных компаний, заявляющих, что это произойдет даже в том случае, если стоимость бензина затормозится на отметке 4,7 грн. за литр. «В последний раз служба поднимала расценки в конце прошлого года, когда стоимость бензина А-95 составляла 3,95 грн. за литр. Мы хотим подождать, чтобы цены на топливо стабилизировались, иначе придется повышать тарифы каждую неделю, чего клиенты, естественно, не поймут. При сохранении нынешней стоимости топлива планируем повысить проезд на 15 коп. за км, а в случае, если бензин подоает до 5 грн., — на 20 коп.», — говорит директор «Престиж-такси» Андрей Андриянов. Аналогично намерены поступить и в службе «Барс», директор которой Сер Лысенко утверждает, что цены компании — 2 грн. за км — не пересматривались очень давно. «По опыту последних лет стало ясно, что оптимальным тарифом для таксистов является стоимость бензина А-95, поделенная на два. То есть при цене топлива в 4,7 грн. за литр тариф должен быть не менее 2,3 грн. за км проезда», — считает он. В других компаниях добавляют, что в среднем расценки вырастут не менее, чем на 10%, а львиная доля изменений придется на службы, работающие по тарифу ниже 2 грн. за км. «Компаниям, которые работают по тарифу 2,1–2,25 грн. за км, вряд ли имеет смысл повышать стоимость своих услуг. В среднем по рынку рост не превысит 15–20 коп. за км, иначе произойдет слишком большой отток клиентуры», — отмечает г-н Андриянов.
Впрочем, независимые эксперты полагают, что нынешнее повышение стоимости услуг столичных такси совершенно неадекватно росту затрат компаний и приведет лишь к увеличению рентабельности последних. «К примеру, в октябре 2004 г. при цене бензина в 2,9 грн. за литр проезд во многих такси Киева стоил 1–1,2 грн. за км. За это время топливо подоало менее, чем на 50%, а проезд почти на 100%. Таким образом, доходы водителей и компаний постоянно увеличиваются», — говорит один из них. Это подтверждает и другой эксперт рынка, который на условиях анонимности сообщил «ДС», что даже с учетом стоимости аренды автомобиля доходы водителей такси достигают во многих случаях $1 тыс. мес., тогда как еще пару лет назад они зарабатывали не более $400–500.
Дмитрий Сифонов, «Деловая столица»
agrinews.com.ua