Компания Boeing разрабатывает легкий самолет, который будет летать на топливных батареях и электромоторах, он станет самым экологически безопасным самолетом.
Он не будет производить выхлопов углекислого газа, вызывающего глобальное потепление, ни других загрязняющих атмосферу веществ, а просто будет выделять воду. Он также будет практически бесшумным. Вся загвоздка в том, что летать он сможет только на скорости 70 м/ч (113 км/ч).
Решение разработать такой самолет было вызвано ростом беспокойства по поводу выбросов углекислого газа пассажирскими самолетами.
Boeing разрабатывает его совместно с Intelligent Energy, британской фирмой, конструирующей топливные батареи. Она надеется, что этот двухместный самолет сможет совершить свой первый полет в следующие 12 месяцев.
«Мы хотим создать самолет, который продемонстрирует возможность такой конструкции», - заявляют представители фирмы Boeing. «Эта технология находится еще в начальной стадии, но у нее есть большой потенциал».
Самолет строится на базе модели Diamond Dimona, австрийского легковесного самолета. Инженеры Boeing в Мадриде убрали топливный бак и заменили его баллоном со сжатым водородом, который будет питать топливную батарею.
В ней водород будет химически соединяться с кислородом из воздуха и вырабатывать энергию. Она будет питать электродвигатель, который будет вращать пропеллер.
Механически система проста. У топливных батарей нет движущихся частей и они работают тихо. Однако, они, как правило, громоздкие и дорогие, и поэтому они используются не очень широко.
Д-р Йон Мур, директор по коммуникациям фирмы Intelligent Energy, Лафборо, графство Лесистер, говорит, что благодаря технологическим разработкам такие устройства становятся намного легче и дешевле, но их использование в авиации остается сложнейшей проблемой.
«Секрет заключается в том, чтобы топливная батарея была достаточно мощной, чтобы самолет поднялся с земли и набрал высоту», - говорит он. «Для этого нужно огромное количество энергии, а это существенная преграда».
Boeing преодолел его, топливная батарея подпитывается аккумуляторами, которые дают дополнительную мощность для взлета, а затем заряжаются во время полета.
Проекта компании Boeing – это первый пилотируемый самолет на топливных батареях. В прошлом году калифорнийская фирма AeroVironment запускала беспилотный самолет-наблюдатель Global Observer, летавший на топливных батареях.
Даже если Boeing добьется успеха с этим самолетом, то понадобится много лет, чтобы довести его использование до коммерческих масштабов.
Другой большой проблемой является поставка «зеленого» водорода. Большинство промышленного водорода синтезируется на очистительных заводах из ископаемых видов топлива, таких как природный газ. Критики называют его «черным водородом», потому что при его производстве выделяется углекислый газ, что сводит на нет его потенциальные преимущества, сообщает timesonline.co.uk.
Антон Юр, корреспондент
ELCOMART News