Похоже, правительственные чиновники готовы упростить порядок прохождения таможенного контроля для машин, соответствующих экологическим нормам "Евро-2". В четверг глава "Ростехрегулирования" Григорий Элькин дал понять, что сами нормы никто отменять не будет, однако для большинства подержанных иномарок получение сертификата экологического соответствия не потребуется.
По словам Элькина, с конца сентября определять экологический класс автомобилей будут по специальным базам, в которые войдет абсолютное большинство машин, соответствующих "Евро-2". До тех пор действующий сейчас временный порядок прохождения таможни будет сохранен.
История вопроса
Запрет на введение в эксплуатацию на территории России автомобилей, не соответствующих экологическим нормам "Евро-2", был введен 22 апреля 2006 года. В случае с подержанными иномарками это означало, что при прохождении таможенного контроля владелец машины должен был предъявить сертификат соответствия. Получить такой сертификат, по задумке чиновников, надо было в специальных аккредитованных организациях.
Сразу после вступления нового технического регламента в действие, на таможнях начали образовываться огромные очереди. Выяснилось, что количества сертифицирующих органов не достаточно, а сама процедура сертификации требует времени и денег.
Чтобы облегчить ситуацию на таможне, чиновники ввели временный порядок прохождения сертификации, когда соответствие "Евро-2" определялось по специальной таблице, в которой указывалось, в каком году и в какой стране эти экологические нормы были введены. Так, например, спокойно пройти таможенный контроль смогли европейские автомобили, выпущенные после 1996 года, японские машины начиная с 1998 года выпуска и "американцы" моложе 11 лет.
Временный порядок был введен до первого сентября 2006 года. Предполагалось, что за этот период в стране появится достаточное количество сертифицирующих органов и очередей на таможне больше не возникнет.
"Евро-2" в действии
Прошедшие с момента вступления в действие норм "Евро-2" четыре месяца показали, что большинство российских автомобилистов готовы легко отказаться от "грязных" машин. Как следует из таблицы, не соответствуют "Евро-2" европейские, американские и японские машины старше семи лет, а их доля в импорте поддержанных иномарок и так невелика из-за введенных ранее высоких таможенных пошлин.
Однако автомобилисты все равно остались недовольны. Смущали их не сами экологические нормы, а предложенный порядок подтверждения соответствия автомобилей стандарту "Евро-2". Дело в том, что соответствующие сертификаты должны выдавать аккредитованные негосударственные организации, которые вправе брать за подобную услугу деньги. Причем стоимость услуги сертифицирующая организация устанавливает сама, руководствуясь только ситуацией на рынке и тем, сколько готовы платить автолюбители.
Сейчас за сертификацию автомобиля, по каким-либо причинам не попавшего в таблицу, требуется заплатить около 3,5 тысяч рублей, а сама процедура занимает несколько дней. Все это приводит к увеличению конечной стоимости автомобилей. Пока действует временный порядок прохождения таможенного контроля, никаких проблем не возникает, однако приближение первого сентября не могло не беспокоить автомобилистов: на этой неделе во Владивостоке прошла акция протеста, участники которой требовали отменить обязательное получение сертификатов для машин, заведомо соответствующих "Евро-2".
Новый порядок
За лето Минпромэнерго, МВД и Федеральная таможенная служба разработали новый порядок прохождения таможенного контроля для поддержанных иномарок. С конца сентября машину будут проверять по специальным базам, и только если такой модели в них не окажется, таможенники попросят предъявить сертификат.
Базы, о которых идет речь, две: первая состоит из типов автомобилей, которые уже прошли сертификацию в "Ростехрегулировании". Подобная сертификация началась еще в 1996 году, и сейчас в базу внесены 3,5 тысячи типов транспортных средств. Вторая база должна стать еще обширнее - в нее вносятся все модели, когда-либо получившие сертификат соответствия на территории России. Таким образом, если после вступления в силу норм "Евро-2" кто-то уже получал сертификат на соответствующую модель - можете смело ее покупать и везти на таможню, проблем быть не должно.
Базы фактически заменяют действующую сейчас таблицу. С последней проблема в том, что многие иномарки в нее не попали, так как они соответствовали "Евро-2" и до того, как эти нормы стали в их стране обязательными. С другой стороны, некоторые машины, выпущенные в Европе или Японии после введения "Евро-2", но предназначенные для рынков развивающихся стран, экологическим нормам не соответствуют. В отличие от таблицы, базы будут включать только те машины, которые точно соответствуют "Евро-2", независимо от года и страны выпуска.
Обе базы чиновники обещают опубликовать на сайтах Минпромэнерго, МВД и ФТС в конце августа.
Опять как всегда
В принципе, новый порядок, который сейчас проходит утверждение в Министерстве юстиции, должен устроить автомобилистов, так как теперь большинству из них не придется получать сертификаты. Остается только непонятным, почему для разработки такой схемы потребовалось четыре дополнительных месяца, очереди на таможнях и многочисленные протесты водителей.
Сказать, что у чиновников не было времени и они были вынуждены принять "сырой" закон, нельзя: введение "Евро-2" в России неоднократно откладывалось, и у Минпромэнерго и таможенной службы была возможность заранее создать удобную для автомобилистов процедуру.
Создается впечатление, что изначально чиновники решили пойти по самому простому для них пути: заставить самих автомобилистов доказывать, что ввозимые ими машины соответствуют "Евро-2". Причем тратя на это собственные время и деньги. И только сейчас, после того, как первоначальная схема не сработала, а приморские автоторговцы прозили перестать забирать машины с таможни, пока сертификаты не будут отменены, Минпромэнерго создало простую и удобную для всех схему.
Остается добавить, что "Евро-2" - это только первый этап в борьбе правительства за экологическую чистоту российского автопарка. С января 2008 года в России должны вступить в силу требования соответствия нормам "Евро-3", а с 2010 - "Евро-4". Надеемся, что при их введении опыт с "Евро-2" будет учтен.
Иванов Сер, Аuto.Lenta
agrinews.com.ua