Итальянское правительство блокировало слияние между испанской компанией Abertis и итальянской Autostrade на сумму 14 млрд. евро, которое могло привести к созданию крупнейшего мирового оператора платных автодорог. Сделка была запрещена на том основании, что прошение Autostrade не было законно. Дело в том, что план приватизации компании, принятый в 1999 году, предусматривал, что никакие другие строительные фирмы не могут купить ее акции. Таким образом, у главного акционера Abertis — Grupo ACS (третья по величине строительная компания в мире) — не было никаких оснований для того, чтобы просить разрешения на слияние.
Слияние или покупка?
Abertis и Autostrade в течение нескольких лет вынашивали планы по созданию единой строительно-концессионной группы. Планировалось, что под управление операторов попадут автобаны общей протяженностью более 6713 км в 16 странах Европы.
Штаб-квартира новой компании должна была располагаться в Барселоне, а главным генеральным директором планировалось назначить Сальвадора Алемани Маса, нынешнего главу Abertis. Именно этот факт больше всего смущал итальянские власти. По мнению бывшего министра промышленности Италии и представителя левой партии Маргерита Энрико Летты, сделка больше напоминала продажу, нежели слияние. Однако Джильберто Бенеттон, являющийся финансовым директором одной из популярнейших модных фирм, уточнял, что объединение с испанским контом произойдет путем обмена акций на паритетных условиях. Совладелец знаменитого бренда Benetton является основным акционером оператора платных автотрасс Autostrade.
Согласно договоренности с Abertis, в ходе слияния семья Бенеттон осталась бы мажоритарным акционером новой компании и получила бы в свое разпоряжении 23-25% ценных бумаг. Остальным акционерам — Caixa и группе ACS — досталось бы 13% и 14% акций соответственно.
По мнению аналитиков, именно привилегированное участие в сделке итальянской семьи и позволяло представить сделку как слияние равных, а не как поглощение. Однако правительству Италии этого оказалось мало.
Бум слияний
Слияние Abertis и Autostrade проходит на фоне волны приватизации европейских доных компаний. Среди крупных сделок, произошедших за последнее время в этом секторе, покупка испанской Abertis французского доного оператора Sanef за 4,2 млрд. евро.
Несостоявшаяся сделка века
Испанская Abertis согласилась купить итальянскую Autostrade примерно за 14 млрд. евро. Объединенная компания имела бы капитализацию в 24 млрд. евро и около 20 тыс. сотрудников в 16 странах. В ходе слияния Abertis планировала провести обмен своих акций на ценные бумаги Autostrade в соотношении 1/1, но при этом последняя должна была выплатить дивиденты в размере 3,75 евро на акцию. Новая компания намеревалась потратить около 15 млрд. евро на развитие своего бизнеса в Европе, Северной Америке и Африке.
Дарья кова, газета "ДЕЛО"