Запланированные сроки ввода в эксплуатацию моста Минтранса переносятся. Железнодоную часть его в связи с новыми обстоятельствами смогут сдать не ранее второй ины следующего года (вместо конца нынешнего), а запуск автомобильной зависит от того, смогут ли транспортники убедить нового столичного мэра в необходимости бюджетного финансирования проекта.
О том, что проект моста нуждается в доработке, в конце июня заявил заместитель начальника центральной службы «Укринвест-экспертиза» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Альфред Критенко. Объясняется это тем, что строительство начали без согласованного проекта, исходя лишь из технико-экономического обоснования. А после экспертизы выяснилось, что опоры моста (их уже построено восемь) не смогут выдержать предполагаемой нагрузки.
Кроме того, проектировщикам нужно решить еще один вопрос. Как говорят в Министерстве строительства, работы ведутся слишком близко к уже действующему железнодоному мосту. Это вызывает завихрения в течении Днепра, которые могут размывать опоры существующего объекта. Вследствие этого их тоже необходимо укреплять. По словам Альфреда Критенко, сейчас работы по сооружению нового моста приостановлены и ведется только строительство транспортных подходов. А возобновятся они после того, как проектировщик — ОАО «Трансмост» (Санкт-Петербург) — откорректирует проект и предложит варианты укрепления уже возведенных опор. Впрочем, в «Укринвестэкспертизе» признают, что это незначительно повлияет на стоимость проекта — дополнительные работы могут обойтись в 3 млн грн. Эту цифру подтверждает и руководство заказчика работ — Юго-Западной железной дороги, где говорят, что россияне уже предложили свое решение и реализовать его достаточно просто.
Заказчик признает, что у проекта есть гораздо более серьезные проблемы. Прежде всего — неожиданное увеличение бюджета стройки с первоначальных четырех до семи миллиардов гривень, что вообще ставит под вопрос реальность начинания. На данный момент на объекте освоено только 1,5 млрд грн. Инициатор строительства объясняет удоание тем, что на стадии ТЭО проектировщики не учли стоимость работ по строительству подходов к мосту и транспортных развязок, протяженность которых составляет почти 5 км.
Кроме того, ситуация усложняется необходимостью получения землеотводов и переноса ряда предприятий, земельные участки которых попадают в зону строительства. Это автостанция «Выдубичи», подразделения ОАО «Київмлин», КП «Столичный метрополитен» и Владимирского рынка. Каждое из них хочет порядка 5–6 млн грн. компенсации, а также получения альтернативного земельного участка.
Как говорят в ЮЗЖД, теперь, когда выяснилось, что мост будет стоить не менее 7 млрд грн., его строительство невозможно без участия города. В то же время у столичной власти, которая финансирует возведение еще одного моста — Подольского, таких средств нет. Поиск компромиссного решения может затянуть сдачу моста на неопределенный срок. Еще одним фактором, который способен сорвать запланированные сроки готовности объекта, является неопределенность с генподрядчиком. До сих пор на объекте работали двое — «Планета-Мост» и турецкая компания Dogus. «Недавно «Киевгосэкспертиза» указала на то, что генподрядчик должен быть один. Поэтому мы хотим определить им «Планету-Мост», которая выполняла большую часть работ, а Dogus будет работать как обычный подрядчик», — сообщил источник в ЮЗЖД. Однако если железнодоники примут такое решение без тендера, у них возникнут дополнительные проблемы. После внесения изменений в Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные деньги», которые вступили в силу несколько месяцев назад, госпредприятия больше не имеют права заключать договоры с генподрядчиком на работы стоимостью более 40 тыс. грн. без проведения тендера. Поэтому можно прогнозировать, что, если конкурс не будет проведен, кандидаты в генподрядчики устроят долгие разбирательства в суде.
Инф. Деловая столица