Американская лизинговая компания, специализирующаяся на аренде самолетов — International Lease Finance Corp.(ILF) — отозвала свой заказ на 10 самолетов А 380, производства Airbus SAS. Отзыв заказа связан с тем, что крупнейший европейский авиапроизводитель не сможет вовремя обеспечить поставки новейшего авиалайнера.
«Мы не исключаем возможности того, чтобы вовсе отказаться от А 380, поскольку предложенные сроки поставки самолетов для нас мало приемлемы», — сказал исполнительный директор ILF Стивен Удвар-Хази. Ранее Airbus сообщил лизинговой компании, что отсрочка по ее заказу составит от 12 — до 14 месяцев.
От ILF, которая является самым крупным в мире арендатором самолетов, могут потребовать компенсации основные заказчики А 380, авиакомпании Emirates и Singapore Airlines. То факт, что ILF отозвала свой заказ на 10 самолетов, говорит о том, что вопрос о компенсации перед компанией уже поставлен. На официальном уровне все выглядит более спокойно. «Мы не собираемся отказываться от А 380, несмотря на то, что мы вправе это сделать. Мы не думаем, что будут и другие задержки с поставками», — сказал в официальном заявлении вице-президент Emirates Морис Фланаган. Emirates заказала у Airbus 45 лайнеров А 380. Если основные заказчики откажутся от самолетов Airbus, компания потеряет до $3 млрд. Задержки с поставками вызваны тем, что 555-местных лайнерах были обнаружены серьезные технические неполадки. Компания узнала о проблемах еще два месяца назад, однако объявила о срыве поставок только на прошлой неделе. Появившаяся новость привела к резкому падению акций владельца Airbus — корпорацию EADS. В течение одной торговой сессии цена на акции корпорации упала на 26%, сократив рыночную стоимость EADS сразу на $7 млрд.
Проблемы Airbus сыграли на руку его основному конту, американской компании Boeing. Компания подготовила альтернативный А 380 самолет — Boeing 747 — однако, значительно отставала от конта в сроках запуска его в серийное производство.
Выав во времени, Airbus сумел опередить конта и количеству заказов на свой новый, сверхвместительный лайнер. Шестнадцать компаний заказали у Airbus 159 самолетов. Стоимость одно лайнера составляет $300 млн. В свою очередь, Boeing удалось предварительно продать только 19 самолетов, причем только один из них в пассажирской комплектации, остальные — грузовые.
Однако тот факт, что поставка
А 380 откладывается как минимум на год, дает шанс Boeing ликвидировать временное отставание от конта и перераспределить спрос на сверхвместительные самолеты в свою пользу.
За помощью к государству
Авиастроительная компания Airbus намерена обратиться к европейским правительствам за финансовой помощью. После того, как компания вынуждена задержать на год выпуск лайнера А 380 и, возможно, потерпит многомиллиардные убытки, ей необходима финансовая поддержка для выпуска другой своей модели — А 350. ЕС долгое время критиковал США за госдотации своим авиастроителям. Теперь США готовит свои ответные претензии
Роман Брыль, газета "ДЕЛО"