Мэрия Запоья готова разрешить транспортным предприятиям города повысить тарифы на пассажирские перевозки на 30–50%. Однако руководители местных АТП уже сейчас говорят, что все равно не смогут угнаться за постоянно доающим топливом и растущей минимальной зарплатой, что ставит транспортный рынок под угрозу развала.
К концу июня в Запоье вырастут цены на проезд в общественном автотранспорте. «Согласно тем расчетам, которые предоставили нам транспортники, существующие тарифы — 50 коп. в автобусах общего пользования и 1 грн. в маршрутных такси — уже давно не окупают затраты. Сегодня вопрос стоит ребром: или перевозчики распродают свой подвижной состав и уходят с этого рынка, или мы вынуждены с ними согласиться и повысить тарифы», — сообщил начальник городского управления транспорта и связи Леонид Костюченко. По его словам, первыми с предложением изменить стоимость проезда в городских маршрутах вышли четыре крупнейших автопарка: ОАО «АТП-12327», ОАО «АТП-12329», ОАО «Автотранс — Хортица» и ОАО «АТП Автопарк». Как пояснил председатель правления городского общества работодателей транспорта Валерий Марьин, чтобы эти предприятия хотя бы смогли ликвидировать задолженность по зарплате, запоцы уже сейчас должны платить за проезд в троллейбусах и трамваях не менее 60 коп., в автобусах обычного режима — 75 коп., в автобусах, работающих в режиме экспресса, — 1 грн. и маршрутного такси — 1,5 грн. Именно такие тарифы и предложены на рассмотрение мэрии. Самым дорогим — 2 грн. — должен стать проезд по маршруту «Хортицкий р-н — вокзал Запоье-1». Вопрос о повышении сейчас изучают в главном экономическом управлении горисполкома, окончательно новые расценки будут утверждаться горсоветом. Увеличение стоимости проезда по так называемым социально значимым маршрутам рассмотрит госинспекция по контролю за ценами Запоской облгосадминистрации.
Впрочем, предлагаемые сегодня тарифы, по мнению г-на Марьина, все равно не позволят развиваться автопредприятиям. Последний раз стоимость проезда в общественном транспорте Запоья пересматривалась в 2000 г. С тех пор в несколько раз подоало топливо, запчасти и выросла зарплата, в результате чего перевозчики терпят убытки и успели накопить долги. Например, в этом году только по четырем крупнейшим городским автопредприятиям финансовые потери составили 12 млн грн.
Намерение брать за проезд больше автобусники аргументируют еще и назревшей необходимостью обновления парка техники и заботой о безопасности пассажиров. «Если нет денег — не в полном объеме проводятся технические осмотры и ремонт машин. А самое главное, у нас практически не меняется парк больших автобусов. Старые «Икарусы» и «ЛАЗы» давно отработали свой ресурс и списаны. А «Богданами», «Эталонами» и «Мерседесами» не заменить транспорт, способный вмещать до 180–200 пассажиров», — рассказал председатель правления городского общества работодателей транспорта. Такого же мнения придерживается и заместитель председателя правления ОАО «АТП Автопарк» Сер Цыкало. «В час пик, когда с одного только Хортицкого жилмассива необходимо вывезти 120 тыс. человек, автобусы малой и средней вместимости не справляются с нагрузкой. В то же время при нынешней цене на проезд крупногабаритные автобусы перестали себя окупать, и дальнейшая их эксплуатация для перевозчика просто невыгодна. Потому без изменения тарифной политики нет никаких перспектив приобретения и эксплуатации автобусов такого класса», — подчеркнул г-н Цыкало.
Справка
По данным городского управления транспорта и связи, 107 запоских пассажирских маршрутов обслуживает более 40 перевозчиков, 75% которых планируют повысить расценки на проезд уже к следующему месяцу.
Инф. Деловая столица