Правительство одобрило закупку 40-60 самолетов Airbus и Boeing для двух крупнейших украинских авиакомпаний. Сумма требуемых инвестиций превышает $1 млрд. О запланированном обновлении парка сообщил министр транспорта и связи Виктор Бондарь. «Уже сейчас ведутся переговоры с двумя крупнейшими авиакомпаниями о поставке каждой из них 20-30 самолетов для совершения средних и дальнемагистральных полетов», — утверждает он.
По словам министра, компании также планируют покупку 20 самолетов украинского производства для увеличения региональных авиаперевозок.
Закупки могут начаться в 2007 году
Источнику также стало известно, что в конце мая правительство поручило нескольким министерствам разработать законопроект по созданию условий для привлечения инвестиций на закупку отечественных самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-74 и современных импортных воздушных судов.
В компании «АСвит», более 22% акций которой управляет Фонд государственного имущества, подтвердили, что до 2011 года они планируют увеличить свой флот до 42 воздушных судов (против сегодняшних 13), из них 32 — средне— и дальнемагистральных.
Кроме того, в «АСвите» сообщили о планируемой покупке десяти самолетов для региональных маршрутов. «В течение этого месяца мы планируем направить запрос двум крупнейшим производителям — Airbus и Boeing — для получения от них предложений по поставкам. Мы рассчитываем уже к осени получить от них ответы, а начиная со следующего года, приступить к совместной работе», — говорит Евгений Трескунов, заместитель генерального директора «АСвита».
Выбор между банками, а не самолетами
Представитель «АСвита» считает, что важным фактором при определении поставщика являются условия финансирования проектов. «Эксимбанк США поддерживает Boeing, ряд европейских банков финансируют поставки Airbus. Наш выбор также может зависеть от стоимости ресурсов, предложенной этими банками», — отмечает Евгений Трескунов. Однако сумму, которую компания планирует потратить на обновление флота, не назвал. «Для авиакомпании важна не столько цена, сколько ежемесячные операционные затраты. От этого зависит, будет ли это покупка самолетов, операционный или финансовый лизинг», — подчеркивает Евгений Трескунов.
Юрий Мирошников, президент компании «Международные авиалинии Украины», в которой государству принадлежит свыше 60% акций, тоже подтвердил, что предприятие утвердило собственную программу обновления флота. «Программа ориентирована на флот из 24-30 самолетов, большая часть которых — самолеты среднемагистрального типа и три-четыре дальнемагистральных», — сообщил он. По его словам, «Международные авиалинии Украины» ведут переговоры с Airbus и Boeing. Заинтересованы они и в привлечении самолетов отечественного производства для использования на внутренних и межрегиональных маршрутах.
Инвестиции в корпорацию, которой нет
По словам Юрия Мирошникова, самым сложным в поставке воздушных судов является вопрос источников финансирования. «Учитывая уровень цены самолета, всегда используются внешние источники и лишь частично собственные средства», — говорит он.
Виктор Бондарь предполагает, что, увеличив свои мощности, крупнейшие национальные авиакомпании объединятся в единую мощную корпорацию. Впрочем, представители авиакомпаний, не один год ведущие переговоры на эту тему, без энтузиазма оценивают такое будущее. «Перспективы объединения неконкретны, хотя и интересны», — считает Юрий Мирошников.
Руслана Песоцкая, газета "ДЕЛО"