Вчера Россия подписала два соглашения о строительстве на ее территории автомобильных заводов ведущими автоконцернами – GM и Volkswagen. GM построит завод под Санкт-Петербургом, а Volkswagen выбрал Калужскую область. О собственном производстве в России мечтают еще несколько автопроизводителей, которые сейчас и ведут переговоры с Российским правительством.
Факт появления завода в России для Украины означает только одно – ее данный инвестор миновал своим вниманием и рабочие места, технологии и налоги уйдут в соседнее государство.
Автомобильные концерны довольно редко строят автозаводы и неохотно делятся технологией, а появление одного сборочного завода приводит к развитию всей отрасли производства автокомпонентов. Как любят говорить автопромышленники: «Одно рабочее место на сборке дает 7-8 мест в производстве компонентов».
Аналитики утверждают, что Украина потеряла свой шанс привлечь автомобильного инвестора – их разобрали соседние страны. Почему же так произошло.
Динамика автомобильного рынка в Украине достойна большего внимания со стороны автоконцернов. В апреле Украина вышла на 9-е место в Европе по объему продаж автомобилей, а по показателю роста рынка – в лидерах. На фоне 7%-го спада продаж в Западной Европе, рост рынка в Восточной Европе, а особенно в странах СНГ заставляет автоконцерны искать пути к увеличению своих продаж в этом регионе.
Инвестиционно привлекательных регионов в мире не так уж и много. Несколько лет подряд самым растущим рынком был Китай, куда немедленно устремились все автопроизводители. Сейчас в этой стране СП (по законодательству Китая обязательно должно быть СП с местным партнером) создали почти все автопроизводители мира. В 2005 году динамика роста рынка Китая разочаровала инвесторов, но автомобильные производства там уже работают и будут работать.
Интересным рынком является рынок стран АСЕАН, где также созданы производства ведущих автопроизводителей.
Перспективным является и рынок Восточной Европы и стран СНГ. Если в странах Восточной Европы в 2005 году продано более 2,6 млн. авто, то динамика роста присутствия иностранных марок здесь самая высокая. Ключевую роль, в этом сбыте ает Россия, где продается 1,5 млн. автомобилей и куда устремлены взоры многих автопроизводителей. Россия сумела использовать с пользой для себя интерес автоинвесторов, и в ближайшее время будет выпускать все ведущие брэнды автомобилей. Украина, обладая большим рынком (более 300 тыс. авто) и квалифицированным персоналом, инвестиционное состязание полностью проала. Ни мини-Давос, ни другие форумы по привлечению инвесторов, даже не ставили цели создать на нашей территории современное высокотехнологичное производство автомобилей. Наши министры не лоббировали интересы Украины в кругах западных бизнесменов, а Верховная Рада практиковала смену правил «ы» по два раза в год, что окончательно распугало всех инвесторов. Неопределенная внешняя политика, «революции» и частые отставки лишь подтвердили правильность принятых инвесторами решений. В итоге все инвесторы, намеренные создать производство в соседних странах, а шанс Украины с растущим рынком, похоже, упущен.
В свое время стремительно рос и рынок Польши, но наши соседи успели выгодно преподнести и привлечь на свою территорию несколько производств. Мудро поступила и Чехия, чей автопром окреп и приумножился.
Попытаемся оценить каких инвесторов Украина уже пропустила и есть ли у нее шанс привлечь хоть кого-то еще. Подчеркнем, что в таблице отражены именно инвестиции самих автопроизводителей в полномасштабное производство, а не совместные проекты по сборке.
Автопроизводитель | Брэнд | Завод в Восточной Европе | Старт пр-ва |
VW Group | VW, Skoda | Россия | 2007 |
PSA Group | Peugeot/Citroen | Чехия | 2005 |
FORD Group | Ford | Россия | 2003 |
GM Group | Chevrolet/Opel | Россия | 2008 |
RENAULT Group | Renault, Dacia | Россия, Румыния | 2005 |
FIAT Group | Fiat | Россия (Северсталь-Авто) | 2007 |
DaimlerChrysler | Mercedes-Benz | Россия ? | ? |
TOYOTA | Toyota | Россия, Чехия | 2007, 2005 |
BMW Group | BMW | ? | ? |
NISSAN | Nissan | Россия | ? |
HYUNDAI | Hyundai | Чехия | 2008 |
HONDA | Honda | ? | ? |
KIA | KIA | Словакия | 2007 |
SUZUKI | Suzuki | Венгрия | работает |
MITSUBISHI | Mitsubishi | ? | ? |
Great Wall | Great Wall | Россия | 2007 |
Chery | Chery | ? | ? |
FAW | FAW | ? | 2010 |
Если внимательно проанализировать данные таблицы, то становится ясно, что самые прогрессивные инвесторы уже строят заводы в других странах, а те, кто еще не определился, склоняются в сторону России. Среди «думающих» DaimlerChrysler, BMW, Mitsubishi, Honda и ряд китайских автопроизводителей, а также возможно PSA.
Перспективы прихода в Украину Premium-брэндов более чем туманны, тем более, что DaimlerChrysler активно думает на российским заводом, а BMW успешно ведет сборку в России. Mitsubishi несколько раз озвучивала желание иметь завод именно в России. От Honda инвестиционных сигналов пока не поступало, да и завод в Турции снимает многие вопросы. Остаются «китайцы» и PSA. После строительства завода в Чехии, совместно с Toyota, для PSA открытие производства в странах СНГ отошло на второй план, но амбиции концерна вполне могут материализоваться в еще один массовый проект в странах бывшего СССР.
Китайские производители начнут экспансию в Европу через год-два и активно ищут площадки для производства своих авто ближе к потребителю. Но инвестировать в строительство собственного завода они пока не готовы. Скорее всего они попытаются договорится о совместном производстве на уже существующих мощностях. Подтверждает эту теорию переговоры Chery с «УкрАвто» по поводу FSO и сотрудничество FAW с «АИС» и КрАСЗ.
Фактически у Украины еще есть шанс привлечь только трех мировых лидеров: PSA, Mitsubishi и Honda, но сделать это смогут только власти, притом делать это нужно немедленно и не разговорами, и "мини-Давосами", а конкретными цифрами и бизнес-планами.
Если же привлечь мировых автопроизводителей не удастся ( а такой исход вероятен на 99%), то путь развития украинского автопрома – это локализация производства не самых новых моделей собственными инвестициями, в том числе и моделей, снятый с производства в России. Самообман о великой автомобильной державе и большом производственном потенциале будет звучать все слабее, а грядущим поколениям останется только читать книги по автомобильной истории. На сколько такой политики хватит в условиях открытого рынка?
Инф. AUTO-Consulting