Уже который год, весной, «Укрзализныця» выступает с предложением очередного повышения тарифов на железнодоные грузоперевозки. Ветировав законопроект Верховной Рады о введение моратория на рост тарифов, президент фактически дал зеленый свет подоанию оных. На днях генеральный директор «Укрзализныци» Василий Гладких заявил, что увеличение ставок для промышленников должно идти в соответствии с ростом инфляции. Несмотря на то, что в марте наблюдалась дефляция в 0,3%, о снижении тарифов речь не ведется.
На протяжении длительного времени железнодоники призывают разделять политику и экономику, особенно в сфере тарифообразования на грузовые ж/д перевозки. Свое желание увеличить плату за услуги они объясняют экономическими причинами. Во-первых, убыточность пассажирских перевозок необходимо компенсировать за счет удоания грузовых, а, во-вторых, необходимостью обновления вагонного парка «Укрзализныци». Кроме того, ж/д тарифы в Украине в два раза ниже, чем в России, и в 6 раз, чем в Евросоюзе.
«Я не понимаю, почему вокруг этого вопроса ведутся политические ы, - сообщил журналистам 17 апреля на пресс-конференции Гладких. – Ведь это доход государства. Почему тогда некоторые министры лоббируют интересы частного бизнеса?». Тем не менее, проблема повышения тарифов уже давно перешла из сугубо экономической плоскости и в политическую. На данный момент борьба идет в самом правительстве. Так, комитет Кабмина по развитию реального сектора экономики два месяца назад предложил передать право формировать ж/д тарифы Минтранссвязи и Минэкономики. До этого, хоть и не прозрачно к формированию тарифов привлекался Кабмин в целом.
Примечательно, что параллельно с ростом грузовых тарифов «Укрзализныця» планирует к середине 2007 г. повысить на 80% и пассажирские. «Тарифы начнут повышаться с 1 июня 2006 г. на 50%, затем с 1 января 2007 г. – на 10%, с 1 апреля 2007 г. – на 10% и с 1 июля 2007 года – также на 10%»,– сообщил Гладких. А ведь раньше, перед выборами предлагалось цены для пассажиров оставить без изменений, и компенсировать затраты за счет грузовых перевозок. И это притом, что по итогам первого квартала 2006 г., в объеме доходов «Укрзализныци» от перевозок, доля грузоперевозок составила 91,6%, а доля пассажирских – только 8,4%.
19 апреля, возможно, будет утвержден финансовый план «Укрзализныци» до 2017 г. Это даст возможность в этом году увеличить тарифы на грузоперевозки на процент роста инфляции. Несмотря на то, что в марте наблюдалась дефляция в 0,3%, с начала этого года инфляция составила 2,7%. Предполагается, что удоание тарифов составит около 3,5%-3,7%.
Также в финансовом плане предусмотрен объем инвестиций в обновление вагонного парка. На протяжении 2006 г. предполагается приобрести 5 тыс. железнодоных грузовых вагонов, 156 новых пассажирских вагонов, чего будет достаточно, чтобы сформировать 10 составов. Также будет приобретено 25 новых локомотивов и 15 дизель-поездов. Основные фонды железной дороги не обновлялись восемь лет и для такого обновления необходимы «нормальные консолидированные финансы». «Если этого не сделаем сейчас, через два года мы все вместе с металлургами, химиками, другими потребителями будем искать деньги на выведение железной дороги из банкротства», - сказал министр транспорта и связи Виктор Бондарь.
Однако, министр экономики Арсений Яценюк, превратившийся в последнее время в основного противника удоания грузоперевозок, сообщил следующее: «Пусть покажут, как используются средства, каким образом покупаются товарно-материальные ценности, каковы основания для увеличения тарифов? Почему доят, как дойную корову, металлургов, химиков и всех других?». По мнению министра, есть средняя рентабельность 15%, заложены темпы роста цен. «Мы готовы пересмотреть тарифное руководство №1, но с точки зрения не интересов «Укразализныци», а с точки зрения экономики Украины. Потому что экономика Украины ездит по рельсам, которые чрезвычайно дорого стали стоить за последние два года».
«Три базовых цифры за 2005 год: валовой доход – 18 млрд. грн., с которых заплатили 6 млрд. грн. налогов и еще 2 млрд. грн. осталось чистой прибыли. Скажите: где есть такая рентабельность бизнеса? Почти 100% рентабельность» - сказал Яценюк. Однако Гладких с такими цифрами не согласен. По его мнению, чтобы выйти железной дороге хотя бы в нулевую рентабельность необходимо поднимать тарифы в 2,9 раза. Кроме того, согласно данным гендиректора, в прошлом году «Укрзализныця» в два раза больше, чем металлурги, перечислила в бюджет налогов, притом, что доход УЗ составил 18 млрд. грн., а металлургической отрасли – 71 млрд. грн.
Уже как год, после прошлогоднего апрельского повышения тарифов на 50%, ходят разговоры о том, что тарифы на грузоперевозки вырастут. Тем не менее, пока этот вопрос постоянно откладывался. В любом случае, политическое решение будлет принимать новый премьер, при котором не факт, что Гладких останется на своей должности. Кроме того, с большой долей уверенности можно утверждать, что тарифы вырастут, хотя бы потому, что вступление Украины в ВТО в скором времени станет фактом.
Андрей Писаревский
Инф. Ugmk
agrinews.com.ua