Министерство транспорта и связи Украины планирует в 2007 году начать строительство железной дороги в обход Приднестровья — от Одессы через Измаил до морского порта Рени. Об этом сообщил на сегодняшней пресс-конференции первый заместитель министра транспорта и связи Украины Василий Цибенко.
По его словам, в течение 2006 года украинская сторона должна разработать проект железной дороги, а уже в 2007 году непосредственно приступить к реализации этого плана. Общая стоимость строительства железной дороги составит 3,2 миллиарда гривен. Как заметил В. Цибенко, 800 миллионов гривен из этой суммы будут личные средства «Укрзализныци». Если это произойдет, отметил он, то на протяжении 3-х лет «мы сможем иметь независимый от других факторов маршрут доставки». При этом данное решение он пояснил тем, что ситуация, возникшая на границе с Приднестровьем, вынудила Украину вернуться к вопросу строительства обходного пути. Как отметил первый заместитель министра транспорта, только таким путем Украина сможет обеспечить выполнение международных обязательств по транзиту грузов.
По его словам, разработаны три варианта строительства железнодоной ветки, наиболее оптимальный из которых стоимостью 562 миллиона долл.
«Только для отвода 150 га земли под железнодоное полотно необходимо 115 миллионов долл. Планируется, что это будет электрифицированный участок с одним путем, а в перспективе — два пути»,— сообщил В. Цибенко.
Он также добавил, что для того, чтобы эта дорога стала рентабельной, перевозки по ней должны составлять не менее 14 миллионов тонн в год. При этом железная дорога, следующая Приднестровьем, будет использоваться, как минимум, для того, чтобы доставить следующие в этот регион грузы.
Как сообщалось, 14 марта министр транспорта Украины Виктор Бондарь заявил, что Украина и Молдова договорились о строительстве железнодоной ветки в обход Приднестровья. Договоренность была достигнута в ходе его встречи с молдавским коллегой. «Мы предлагаем построить обходной канал, железнодоную ветку, которая будет связывать Одессу с Рени и Измаилом. Для этого необходимо достроить тут отрезок в 60 км до Измаила»,— сообщил он. По словам министра, таким образом, будут решены все социальные вопросы, связанные с Приднестровьем – несвоевременное движение поездов, ограничение по таможенным, пограничным процедурам, а кроме того, будет дан экономический толчок для развития морских портов в Рени и Измаиле. Это будет альтернативный путь, сказал он.
Кроме того, В. Цибенко сообщил, что ситуация с пропуском грузом через границу с Молдовой на Приднестровском участке остается стабильно невыгодной для Украины. Но он отметил, что Украина все равно продолжает перевозить грузы для стран Придунайского региона и в морской порт Рени, хотя и в меньших размерах.
Но, несмотря на такое положение дел, в марте украинская железная дорога перевезла для предприятий Румынии около 2 300 вагонов, для Республики Молдова 2 030, в том числе для предприятий Преднистровского региона 529 вагонов. Цибенко заметил, что для порта Рени перевозки составили всего 620 вагонов. «Таким образом, в марте 2006 года объем перевозок между нашими странами составил 2809 тысяч тонн. Для сравнения скажу, что в январе объем перевозок составил 915 тысяч тонн, в феврале 900 тысяч тонн»,— сказал В. Цибенко.
Как результат — потери на железнодоных перевозках Украины превысили 30 миллионов гривен, в минусах остались и морские порты.
Цибенко также сообщил, что Молдавская сторона пока не поддержала предложение Украины по уменьшению тарифа за транзит грузов Ренийского морского торгового порта и Придунайских стран через территорию Молдовы. «Переговоры продолжаются, но скажу вам откровенно — рассчитывать на положительное их окончание на сегодняшний день не приходится»,— подчеркнул он. По словам Василия Цибенко, они провели переговоры со всеми владельцами грузов, перевозка которых осуществлялась по территории Украины и большинство грузовладельцев согласились на такие условия перевозок. То есть грузовладельцы, на сегодняшний день, осуществляя перевозки через пункт пропуска Могилев–Подольский будут вынуждены дополнительно платить почти 4 доллара за каждую тонну перевезенного груза.
Как сообщил В. Цибенко, эти факторы не только не содействуют дополнительному привлечению транзитных потоков, но и ставят под вопрос необходимость, уже тех наработанных маршрутов, которые были до возникновения конфликта. Заместитель министра надеется, что в результате переговоров Украина сможет найти конструктивное решение этой проблемы.
Конфликтная ситуация на границе с Приднестровьем началась 3 марта, когда Украина ввела новые таможенные правила, в соответствии с которыми пересекать границу в украинском направлении могут только те приднестровские грузы, которые прошли оформление в таможенных органах Молдовы. Власти Приднестровья обвинили Украину в попытке экономической блокады республики, в то же время украинские власти заявляют, что блокаду создают искусственно власти Приднестровья.
После введения новых таможенных правил, Приднестровье полностью закрыло пропуск грузов на свою территорию. Украинские пограничники и таможенники перенаправляли грузы, следующие на пункты пропуска «Плато ново» и «Кучурган», в направлении молдавской границы, в частности в Могилев-Подольский.
15 марта заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Веселовский заявил, что позиция Украины остается неизменной — «альтернативы перемещению через украинско-молдавскую границу товаров в соответствии с международными стандартами не существует». 16 марта приднестровская сторона приняла решение о пропуске всех товаров, которые следуют в Приднестровье, и за ночь разблокировала все пункты пропуска по ввозу грузов в Приднестровье.
Наталия Погосова,
корреспондент
ELCOMART News
(e-news)