Вчера первый замминистра транспорта и связи Василий Цыбенко пообещал за два-три дня решить конфликт на приднестровской границе. Ни перевозчики, ни экспедиторы в это не верят. Тем временем конфликт, возникший после того, как Украина пошла на поводу у Молдовы, только УЗ обошелся в 32 млн. грн. прямых убытков.
Напомним, конфликт возник три недели назад, после того, как Украина потребовала оформлять все грузы, следующие из Приднестровья через молдавскую таможню. В итоге стоимость оформления грузов возросла втрое. Но самое главное, что в ответ на эти действия ПМР заблокировала границу, по сути остановив грузоперевозки Украины, России, и других стран на этом участке.
На предстоящих переговорах ПМР и Молдова будут присутствовать в качестве главных участников транспортного конфликта, а Украина — расхлебывать претензии как со стороны молдаван и приднестровцев, так и от россиян. «Сегодня мы вынуждены осуществлять международные перевозки в указанном направлении (в направлении Молдовы, в обход ПМР.— Авт.), несмотря на убытки, которые несет Украина»,— заявил г-н Цыбенко, имея в виду более длинный путь в Молдову через ж/д станцию Каменец-Подольский. В то же время в министерстве не склонны драматизировать ситуацию, по словам зама Виктора Бондаря, «единственное, чего мы никак не смогли добиться от приднестровской стороны, это объяснения, почему блокируется железнодоный транзит в направлении портов Галац (Румыния) и Рени (Украина)». Видимо имелось в виду, что ПМР отказалась от полной блокады и с 16 марта пропускает автотранспорт.
Кстати, в министерстве неоднократно заявляли, что решение пускать грузы только с молдавскими документами — это попытка пресечь поток контрабанды из Приднестровья. Хотя вчера источник в СБУ сообщил «ЭИ», что большого потока контрабанды со стороны Приднестровья никогда не было. «По крайней мере подобная информация у нас отсутствует»,— поделился он.
Экспедиторы только южного региона (Одесская, Николаевская, Херсонская обл.— Авт.), чьи грузы застряли в ж/д составах на границе, оценивают суммарные потери примерно в $5 млн. Хотя официально называть сумму потерь отказываются наотрез, ссылаясь на то, что «все данные есть у министерства». Но там общих цифр убытков не называют, хотя и не отрицают, что если в феврале 2005 г. в румынском Галаце ежемесячно обрабатывалось 427 вагонов, а в украинском Рени — 135, то после установления блокады — 119 и 30 соответственно. Единственное, чего удалось добиться от г-на Цыбенко — это цифры убытков по «Укрзалізниці». За 22 дня противостояния они составили 32 млн. грн. При этом на вопрос «ЭИ», намерено ли государство их компенсировать, Василий Григорьевич ответил, что в бюджете «не предусмотрены компенсации субъектам хозяйствования»…
Но вернемся к переговорам. По словам Василия Цыбенко, Украине есть что предъявить всем участникам конфликта. К примеру Молдова до сих пор не согласилась пропускать товарняки без дополнительного сбора за лишний пробег: $4 с вагона за км, при том что после блокады ПМР расстояние до румынских и украинских портов для транзитных грузов в среднем выросло с 67 до примерно 340 км. Дескать оформление документов молдавской таможней было сделано по просьбе молдаван, а теперь потери несут наши перевозчики. Что же касается ПМР, то в министерстве уверены, что все решится само собой. Мол товарные склады экспортных предприятий Приднестровья переполнятся буквально за пару дней, и им просто некуда будет деваться.
Насколько поможет Украине такая позиция на переговорах с Молдовой, Приднестровьем и Россией, станет известно не ранее понедельника.
Евгений ТУР
Инф. газета "Экономические известия"
agrinews.com.ua