Министерство транспорта и связи инициирует строительство железной дороги в обход Молдовы и Приднестровья. Новая ветка должна соединить расположенный на Дунае украинский порт Рени с магистралью Одесса — Измаил.
По словам главного инженера государственного проектно-изыскательского института «Одессажелдорпроект» Степана Штерхуна, стоимость реализации самого дешевого проекта из четырех разработанных его институтом составляет $220 млн. Протяженность ветки — 48 км.
Сейчас порт отрезан
Сейчас работа торгового порта Рени, железнодоные грузы в который поступают через территорию Молдовы и Приднестровья, парализована. «Порт отрезан от грузов, как подводная лодка от воздуха», — сообщил главный инженер Ренийского торгового порта Владимир Чичкань. Он подтверждает, что в ответ на введенные Украиной новые правила прохождения грузов через молдавскую границу приднестровская сторона остановила движение транспорта через пункты пропуска «Платоново» и «Кучурган-железнодоная станция». В результате почти шесть сотен вагонов вынуждены ожидать на границе отправки в Ренийский порт.
Ветку в обход планировали давно
В пресс-службе Минтранссвязи уточнили, что строительство железнодоной ветки, соединяющей Рени с основной магистралью Одесса — Измаил в обход Молдовы и Приднестровья, предусматривалось еще в 2002 году одной из комплексных программ развития отрасли. Однако никаких работ в этом направлении до сих пор не велось.
«В середине 1990-х годов «Одессажелдорпроект» разработал технико-экономическое обоснование строительства этого объекта. Полученные результаты рассмотрели эксперты ТАСIS. На этом все остановилось», — говорит Степан Штерхун.
По его словам, европейские специалисты посчитали, что сооружение дороги экономически нецелесообразно. «Грузопоток небольшой, а издержки по строительству значительны из-за того, что местность изобилует озерами», — объясняет он.
Учитывая сложившуюся обстановку, топ-менеджмент порта Рени не скрывает заинтересованности в строительстве обходной дороги. «Из-за того, что грузопоток проходит через Молдову, теряются время и деньги. Кроме того, Приднестровье не первый раз блокирует железную дорогу», — уточняет Владимир Чичкань.
Конты не в восторге
В отличие от коллег из Рени, заместитель начальника соседнего Измаильского морского торгового порта Вячеслав Селезнев планы Министерства транспорта и связи не одобряет. По его словам, магистраль Одесса — Измаил не справится с обслуживанием присоединенной ветки на порт Рени из-за того, что пропускная способность этой дороги ограничена 600 тыс. тонн в месяц.
«Одновременно со строительством ветки на Рени следует реконструировать и существующую магистраль на протяжении 160 км», — считает Вячеслав Селезнев. Он акцентирует внимание на плачевном состоянии дороги. В то же время, подчеркивают разработчики проекта, новая ветка может отвлечь часть грузопотока из Измаила в сторону Рени, что, конечно же, мало нравится контам ренийских портовиков.
Андрей Заика, газета "ДЕЛО"