На сегодняшний день в Украине отсутствует классификация торговых центров, поэтому консультанты вынуждены пользоваться западными аналогами. Такого мнения придерживается Вадим Непоседов, генеральный директор консалтинговой компании "Украинская торговая гильдия".
В мировой практике существует несколько классификаций торговых центров, где все форматы соответствуют определенным критериям: размер, целевой рынок, конфигурация помещений, состав арендаторов и др. Одним из критериев классификации является зона влияния торгового центра (микрорайонные, районные, окружные, региональные). Другая классификация основана на определении якорных арендаторов (специализированный торговый центр, фестивальный торговый центр, пауэр-центр, торговый центр моды, торгово-развлекательный центр, торгово-общественный центр и пр.).
По словам В.Непоседова, в настоящее время торговые центры в Украине весьма разнообразны и отнести их к четким общепризнанным форматам очень сложно, что объясняется молодостью рынка. "При разработке концепций торговых и торгово-развлекательных центров мы очень часто обращаемся к общепринятой классификацией Urban Land Institute (США), но стараемся ее не применять, потому что она не совсем совместима с реалиями, которые происходят у нас. Тем не менее, отдельные определения и характеристики очень ценны, поэтому мы адаптируем их к особенностям развития украинского рынка", - пояснил представитель "Украинской торговой гильдии".
В.Непоседов отметил также, что по параметрам насыщенности торговыми площадями столица Украины, не говоря уже о регионах, отстает от крупных городов Центральной Европы и России. В частности, как сообщил В.Непоседов, по всей нашей стране не хватает всех форматов и типов торговых центров. "На сегодняшний день в Украине практически неразвита линейка форматов торговых центров. Незанятых ниш еще довольно много", - сказал он.
Гендиректор консалтиноговой компании констатировал, что в последнее время тенденция к форматированию, как к обязательному элементу построения концепции ТЦ, усиливается. Он прогнозирует, что в ближайшее время по-прежнему будут развиваться крупноформатные объекты торговли, продолжит свое развитие и продуктовая розница в формате супермаркетов и гипермаркетов, будут заполняться ниши по географии сетей, по зонам обслуживания, что приведет в результате к долгожданной конции среди представителей этого формата. На крупные форматы самообслуживания сегодня сделали ставку операторы непродуктовых розничных рынков: электроники и бытовой техники, ушек, спортивных товаров, книг, мебели, DIY и многих других.
"В ближайшем будущем ожидается выход проектов, которые были заложены в 2001-2002 годах. Я думаю, что именно они завершат во многих областных центрах этап первичного насыщения рынка объектами коммерческой недвижимости", - подытожил В.Непоседов.
инф. ЛIГАБiзнесIнформ