Если еще несколько лет назад на хорошие заработки могли рассчитывать разве что продавцы самых дешевых сувениров, то сейчас в столичной рознице наблюдается обратная тенденция — стремительно растет спрос на дорогие подарки. Более чем привлекательная рентабельность данного бизнеса при сравнительно небольших стартовых инвестициях позволяет прогнозировать бум на этом рынке уже в следующем году.
Хороший повод
Обилие красных дат в украинском календаре дает возможность продавцам подарков неплохо зарабатывать. Специалисты сходятся во мнении, что продажи сувениров ежегодно увеличиваются на 20–30%. Не менее динамично растет и денежная емкость подарочного сегмента. К примеру, если еще несколько лет назад максимальная сумма, которую был готов потратить среднестатистический покупатель, ограничивалась $70–150, то сейчас нижняя планка поднялась до $100, а верхняя зачастую превышает $1000», — рассказывают в салоне «Посудмейстер». В итоге, если ранее в специализированной рознице превалировал массовый ассортимент, то сейчас многие ритейлоры позиционируют себя в качестве магазинов для потребителя с доходом выше среднего. «Данная тенденция вполне оправдана, так как в течение последних двух лет многие жители столицы смогли существенно укрепить свое финансовое положение», — считает директор салона декора «Теамо» Юрий Аристов. Он полагает, что доля сегмента дорогой продукции на рынке подарков может уже в этом году достигнуть 30%. При этом в расчет не берется товар VIP-класса, продажи которого занимают 1,5–2% рынка. Продавцы же сувениров для среднего класса вполне довольны объемами реализации. «К примеру, в канун Нового года прирост составил 500%, в День святого Валентина — 150–200%. К 8 Марта мы ожидаем увеличения продаж на 200–300%. Помимо этого, покупатели достаточно активно приобретают сувениры на дни дения, свадьбы, юбилеи. То есть пустые торговые залы нам не грозят», — утверждают в «Посудмейстере».
Киевляне, устав от наводнивших рынок китайских и турецких товаров, готовы платить, прежде всего, за нестандартные идеи. Однако пока их представление об оригинальности существенно отличается от европейского. Юрий Аристов, к примеру, отмечает, что среди киевлян наибольшим спросом пользуются предметы, в которых прослеживаются антикварные или «старинные» мотивы. «Этой зимой мы завезли коллекцию декора в бело-черных тонах, которая очень востребована в Европе, но пока не очень понятна нашему потребителю», — рассказывает г-н Аристов. В салоне «Посудмейстер» говорят, что вкусы среднего класса скорее буржуазные, чем аристократические: жители столицы любят посуду с обилием золота, росписи и украшений. «Специально для нашего рынка мы заказываем в Италии хрусталь с позолотой. Спрос на него выше, чем на обычный, хотя и стоит в два раза дое. Если цена стандартного набора хрустальных фужеров составляет 400 грн., то с позолотой — 850 грн.», — отмечают представители компании.
Праздник удался
По самым скромным оценкам, емкость столичного рынка дорогих подарков составляет порядка $100 млн. в год. Это более чем достаточный повод для продавцов этой продукции удвоить усилия в борьбе за свой кусок пирога. Многие специализированные салоны, к примеру, начали предлагають так называемые подарочные сертификаты (документ, позволяющий получившему его выбрать товар на определенную сумму на протяжении 6–12 месяцев). Продавцы говорят, что сертификаты пользуются повышенным спросом, поскольку лишают дарящего проблемы мучительного выбора сувенира. Для магазина же такой ход выгоден и тем, что повышает вероятность получить деньги, по сути, еще не продав товар, что ускоряет оборачиваемость средств. В салоне «Посудмейстер» предлагается сравнительно новая для нашего рынка услуга «Свадебные листы» или «Свадебные сертификаты», с помощью которых молодожены могут заказывать гостям будущий подарок. «В Европе таким образом продается порядка 80% дорогой посуды. В Украине же эта схема пока не так популярна», — отмечают в салоне.
Эксперты не сомневаются, что подарочный сегмент в ближайшие годы будет развиваться еще более активно. Они прогнозируют не только увеличение количества торговых точек существующими сетями, но и приход новых оков. По данным представителя одной из компаний, попросившего не называть его имени, пока жесткой конции на рынке нет, продавцы имеют возможность поддерживать рентабельность бизнеса на уровне не менее 100%, что наверняка вызовет интерес у потенциальных инвесторов. Тем более что затраты на открытие салона соизмеримы с вложениями в любой другой магазин — от $50 тыс.
Подарочный бум может сдержать разве что дефицит торговых площадей в столице, так как в случае с дорогими сувенирами существуют достаточно жесткие требования к месторасположению торговой точки (она должна быть в центре, в презентабельном здании). Впрочем, несмотря на подобные ограничения, специалисты ожидают, что в течение двух-трех лет в Киеве появится как минимум 10 новых салонов. Брэнд-менеджер компании «Sia Украина» Диана Распопова полагает, что через два–четыре года сегмент заполнится. Это наверняка приведет к ужесточению конции, что заставит продавцов снизить наценки и обратить особое внимание на выбор поставщиков. Ведь если сейчас неудачный ассортимент лишь слегка снижает запланированные ранее продажи, то в последующем неумение уть вкусы покупателей может быть чревато более серьезными последствиями для бизнеса.
Инф. Деловая столица