В 2005 году первая из российских платежных систем достигла годового оборота в 32 миллиарда рублей. По количеству ежедневных транзакций Cyberplat превзошла даже Центробанк. Каждый день через систему проходит около миллиона платежей, а обработка каждого и них занимает не более 2 секунд. Пресс-релиз компании по итогам прошлого года просто переполнен оптимистичными цифрами и заманчивыми перспективами.
Обращает на себя внимание тот факт, что лидирующее положение Cyberplat занимает благодаря платежам в адрес операторов сотовой связи. В общей структуре платежей они составляют 97%. Действительно, переводить на свой счет «некруглую сумму» понравилось многим абонентам. Вместо стандартных 5 или 10 долларов со скрэтч-карты можно заплатить 10–20 рублей, чтобы воспользоваться услугами оператора. Представители Cyberplat отмечают, что количество таких платежей от «малобюджетных» пользователей начинает расти. Остальные, «несотовые», платежи (коммунальные услуги, интернет, спутниковое и кабельное телевидение) составляют в сумме менее 3%. Таким образом, Cyberplat сегодня — система, специализирующаяся в основном на платежах в адрес операторов сотовой связи.
В таком случае говорить о ее лидирующем положении не совсем корректно. Петр Дарахвелидзе, директор по внешним связям WebMoney Transfer, так комментирует сравнение Cyberplat с другими оками рынка: «CyberPlat является исключительно b-2-b решением, и в структуре операций сотовые платежи занимают 97%, а в WebMoney — около 3%, поэтому прямое сравнение наших платежных систем некорректно. У нас средства не проходят по одноразовой цепочке клиент-посредник-провайдер, а обращаются многократно, обслуживая предприятия интернет-экономики».
Руководство Cyberplat, по-видимому, осознает необходимость расширять ассортимент платежей. Андрей Грибов, генеральный директор системы Cyberplat, в качестве новых секторов рынка отмечает прием коммунальных платежей и платежей за электроэнергию. Кроме того, в новом году планируется расширять географию: из уже захваченных Cyberplat городов-миллионников планируется начать движение в регионы.
Не все участники рынка находят такую стратегию единственно правильной. Денис Назаров, директор по коммуникациям Chronopay, считает, что присутствие столь активных оков, как Cyberplat, на российском рынке положительно влияет на рынок электронной коммерции в целом. Хотя, на его взгляд, одним из важнейших направлений для Рунета является развитие систем приема банковских карт в Сети.
Из технологических нововведений, предложенных системой Cyberplat в 2005 году, стоит отметить программные комплексы, использующие электронную цифровую подпись. При помощи решения от Cyberplat можно заключать сделки, подписывать договоры и передавать любую юридически значимую информацию через интернет. Воспользоваться преимуществами ЭЦП смогут и владельцы смартфонов, которые получат полноценное защищенное соединение для проведения операций в системе.
Ряд поправок, принятых к «Закону о банках и банковской деятельности», расчищают для электронных платежных систем широкое поле деятельности. Остается надеяться, что их бурный рост пойдет на благо пользователям и российской электронной коммерции в целом.
Инф. Webplanet
agrinews.com.ua