28 декабря 2005 г. в Баку состоялась пресс-конференция по итогам предварительного расследования причин катастрофы самолета Ан-140-100. О результатах работы доложили от имени комиссии по расследованию Джахангир Аскеров – генеральный директор государственного концерна «АЗАЛ», Павел Науменко – генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, Борис Горюнов – представитель Межгосударственного Авиационного Комитета, Виталий Мищенко – директор департамента инспектирования безопасности полетов Госавиаслужбы Украины, Ильгам Амиров – председатель технической комиссии по расследованию катастрофы. Во время пресс-конференции была оглашена следующая информация.
23 декабря 2005 г. после вылета из апорта Баку потерпел катастрофу в районе поселка Нардаран на побережье Каспийского моря самолет Ан-140-100 (национальный и регистрационный знак 4К-AZ48) Национальной авиакомпании «Азербайджан Хава Йоллары». Самолет, выполнявший рейс AHY 217 по маршруту Баку (Азербайджан) – Актау (Казахстан) имел на борту 18 пассажиров и 5 ов экипажа (командир Лаврин А.А.). В результате катастрофы погибло 23 человека, находившихся в самолете, в том числе 5 ов экипажа и 18 пассажиров, среди которых были граждане Азербайджана (10), Австралии (1), Великобритании (1), Грузии (1), Казахстана (4), и Турции (1). ВС полностью разрушено.
В результате организованного поиска обломки ВС были обнаружены на береговой черте в районе населенного пункта Нардаран. Проведение аварийно-спасательных работ осложнялось темным временем суток и неблагоприятными погодными условиями (низкая облачность, дождь, ветер и волнение моря). К поисковым работам немедленно были привлечены силы аварийно-спасательных служб, МВД, Государственной пограничной службы, Гражданской обороны Республики Азербайджан. В ходе работ были эвакуированы останки всех погибших. Продолжаются работы по поиску и извлечению из моря фрагментов ВС.
Комиссия по расследованию авиакатастрофы самолета Ан-140-100 4К-AZ48, изучив данные объективного контроля, снятые с защищенного бортового накопителя устройства регистрации БУР-92А, а также, сопоставив их с информацией диспетчерских служб, материалами, собранными на месте катастрофы, восстановила предварительно следующую картину событий.
Взлет состоялся в соответствии с расписанием. На этапе набора высоты произошло уклонение воздушного судна (ВС) от установленной траектории полета. Затем экипаж сообщил службе УВД о технических проблемах на борту ВС. Через несколько секунд связь с экипажем пропала, а отметка ВС исчезла с экранов радара. По данным объективного контроля после набора высоты до 2100 м самолет начал снижение по нисходящей спирали с уменьшающимися радиусами от 500 м до 100 м, совершив при этом 4,5 витка.
Расшифровка бортового устройства регистрации показала, что двигатели ВС, системы управления, энергоснабжения и другие были исправны и работоспособны.
На этапе набора высоты бортовым устройством регистрации было зафиксировано одновременное отсутствие индикации экипажу всех трех авиагоризонтов (авиагоризонт – прибор, показывающий экипажу положение ВС в пространстве).
К настоящему времени причина отсутствия индикации авиагоризонтов не установлена. Генеральный директор концерна «АЗАЛ» Джахангир Аскеров заявил на пресс-конфренции: «Эта ситуация не стандартная и уникальная, поэтому то, что произошло, является следствием неких событий, которые будут изучаться». Работа комиссии продолжается.
По рекомендации комиссии Правительство Азербайджана приняло решение временно приостановить, до завершения расследования катастрофы, эксплуатацию Ан-140-100 в авиакомпании «Азербайджан Хава Йоллары». Контракт между концерном «АЗАЛ» и Харьковским государственным авиационным производственным предприятием остается в силе, однако сроки выполнения его будут скорректированы с учетом окончательных выводов комиссии, которые огласят по результатам расследования катастрофы самолета Ан-140-100, произошедшей 23 декабря 2005 года.
На пресс-конференции, состоявшейся 28 декабря в Баку, было оглашено заявление комиссии по расследованию причин катастрофы, согласованное со всеми ее участниками, в том числе и с представителями ХГАПП. Поэтому публикации ряда электронных СМИ, содержащие информацию о том, «что производители самолетов не согласны с выводами комиссии», не соответствуют действительности.
ХГАПП обращает внимание на недопустимость произвольных интерпретаций позиции предприятия и подчеркивает, что ни в одном из интервью, данном представителям СМИ, ни один из руководителей предприятия не высказывал ни версий катастрофы самолета Ан-140-100, ни мнений, противоречащих выводам комиссии по ее расследованию.
Пресс-служба ХГАПП