• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Харьковские авиастроители ставят на Ближний Восток
    Опубликовано: 2005-12-09 10:35:00
    Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) Павел Науменко рассказал о ближневосточном интересе, планах выхода на международный заемный рынок и несовершенстве законов.
    – Что изменилось в работе ХГАПП после объединения авиапредприятий в корпорацию «Антонов»? Принесет ли пользу такое объединение?
    – Я думаю, пока еще рано говорить о результатах работы объединения. Корпорация находится на начальном этапе. Идет процесс выработки стратегий, общей политики, подбираются специалисты.
    Что касается пользы объединения, то мне хотелось бы перефразировать Сенеку: когда человек знает, к какой пристани держит путь, для него все ветра будут попутными. Смею надеяться, что у всех предприятий – участников объединения будет выработано единое представление об этой пристани.
    – Как вы оцениваете сегодняшние позиции харьковского авиазавода?
    – ХГАПП является наиболее успешным заводом СНГ, выпускающим гражданскую авиатехнику. С 1999 по 2004 год мы продали 19 самолетов (для сравнения – суммарный объем производства всех российских производителей за этот период составил 20 машин).
    В 2005-м мы сдали еще два самолета и до конца года планируем передать заказчику еще одну машину. В разной степени готовности на предприятии находятся более 30 самолетов, все они обеспечены контрактами.
    – Как это отражается на финансовом положении?
    – В прошлом году предприятие вышло на безубыточный выпуск новой техники. Чистая прибыль за девять месяцев 2005 года составляет 900 тыс. грн.
    – Ваш завод не первый год участвует в международной выставке авиационной техники в Дубае…
    – ХГАПП рассматривает ближневосточное направление как один из стратегических векторов для продвижения своей продукции. Именно поэтому мы стремимся наиболее широко представить свою технику на крупнейшем авиационном форуме региона – Dubai AirShow.
    Здесь мы демонстрируем больше самолетов, чем любое другое самолетостроительное предприятие СНГ. Судите сами: на выставке Dubai-2005 ХГАПП стал единственным украинским предприятием, представившим авиационную технику и сразу два самолета семейства Ан-74 – транспортный конвертируемый Ан-74ТК-200 и административный Ан-74ТК-300VIP, который, кстати, впервые показан в регионе.
    – Какие результаты дает такая активность?
    – Сегодня мы пожинаем первые плоды своей активной маркетинговой деятельности. Предыдущий авиасалон в Дубае стал для Харьковского авиазавода весьма продуктивным. Демонстрировавшиеся на выставке самолеты заинтересовали много авиакомпаний и организаций этого региона.
    В результате сегодня в портфеле ХГАПП в общей сложности заказы на 18 самолетов Ан-74 различных модификаций и еще десять опционов на них. Есть также заказы на пять Ан-140-100.
    В этом году авиасалон сложился для нас даже более успешно. Выставка подтвердила – благодаря появлению модификации Ан-74Т-200А с цифровым пилотажно-навигационным комплексом и административной версии Ан-74ТК-300VIP семейство Ан-74 претендует на весомую долю авиационного рынка стран ближневосточно-североафриканского региона в сегментах легких транспортных и корпоративных самолетов.
    Новые самолеты дают нам возможность открыть самый емкий и платежеспособный рынок трех китов Ближнего Востока – Саудовской Аравии, Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов. Во время выставки я встречался с наследным принцем Дубая Мухаммедом Аль Мактумом и принцем Иордании Фейсалом Бин Рашидом. Первые лица этих государств выразили желание в скором будущем увидеть в авиапарках своих стран харьковские машины. В целом речь идет как минимум о 20 самолетах Ан-74 и 25 Ан-140.
    – О каких суммах идет речь?
    – Это близко к сумме $600 млн. Поэтому предварительные договоренности, достигнутые в Дубае, открывают перспективы для заключения в будущем очень выгодных контрактов.
    – Какие вы можете выделить самые перспективные переговоры?
    – Мы находимся в начале длинного переговорного пути, однако я с большим оптимизмом смотрю в будущее. Мы предлагаем уникальный продукт, ведь самолетов, равных новым Ан-74, на рынке пока нет. И это будет определяющим фактором.
    Вместе с тем предприятие продолжает активную работу со странами Северной Африки, где мы уже выполняем ряд контрактов. После выставки мы отправились в небольшое турне с презентациями нового Ан-74ТК-300VIP. Они состоялись в Судане и Египте. В эти страны мы поставляем или планируем поставлять Ан-74 других модификаций. И новый самолет – на той же платформе, но абсолютно другого класса, заинтересовал наших партнеров.
    На выставке достигнута ключевая договоренность о поставках самолетокомплектов Ан-140 в Иран. Самолетостроительная корпорация HESA заинтересована в значительном ускорении процесса производства Ан-140 для иранских авиакомпаний. Наши иранские партнеры ставят перед собой амбициозные планы – в последующие четыре с иной года произвести около 40 новых самолетов.
    В рамках кооперированного производства Ан-140 в ближайшее время ожидаем и согласования стратегического плана отношений с Самарским заводом (Россия), где также развернуто производство этих машин.
    – Какую продукцию вы производите сейчас и планируете на будущее?
    – Харьковская площадка по сборке Ан-140 сегодня загружена работой по контракту с азербайджанским концерном АЗАЛ. Мы рассчитываем закончить поставки самолетов в Азербайджан в начале следующего года.
    Следующий заказчик будет из Украины – мы ведем активно переговоры с Министерством транспорта и связи о поставках не менее семи Ан-140 для отечественных авиакомпаний. Я надеюсь, что этот чрезвычайно важный как для нашего предприятия, так и для авиакомпаний заказ мы начнем выполнять уже в 2006 году.
    – Будет ли ХГАПП производить Ан-148 или его части после сертификации самолета?
    – Наше предприятие принимает активное участие в программе создания Ан-148. Мы уже поставили комплекты крыльев, другие важные агрегаты для первых двух опытных машин. Помогли киевскому заводу «Авиант» подготовить оснастку для серийного производства.
    В серийном производстве зоной нашей ответственности будет центроплан крыла. В 2006 году наши партнеры по кооперации – «Авиант» и Воронежское акционерное самолетостроительное общество – ждут от нас поставок не менее шести агрегатов. Так что если два других сборочных завода не будут справляться с заказами, мы в любой момент сможем протянуть руку помощи.
    – На какие проекты будет направлен кредит Альфа-Банка? Намерены ли вы привлекать еще какие-то средства?
    – Кредитная линия от Альфа-Банка на $40 млн. открывает новую страницу в работе предприятия по привлечению инвестиций. Ранее предприятие могло пользоваться лишь достаточно дорогими кредитными ресурсами украинских финансовых институтов.
    Это был необходимый этап, мы доказали свою финансовую стабильность и состоятельность. И благодаря успешной политике заимствований на внутреннем рынке сегодня мы можем претендовать на более низкие процентные ставки уже на международном рынке.
    Соглашение с Альфа-Банком – лишь первый этап комплексной программы Харьквоского авиазавода по оптимизации кредитного портфеля. Мы рассчитываем, что эти средства пойдут на программу производственной модернизации, позволят оптимизировать финансовую политику предприятия и пополнить оборотные средства.
    Второй этап – выход на международный заемный рынок. В частности, на завершающей стадии находятся переговоры с одной из европейских финансовых групп, созданной для привлечения инвестиций на украинский рынок и финансирования проектов в ведущих отраслях промышленности. Мы работаем над совместным проектом стоимостью несколько десятков миллионов долларов, который также будет направлен на финансовое сопровождение производственного цикла на ХГАПП.
    – Что предусматривает программа модернизации производства?
    – Техническое переоснащение и оптимизация производства – главные цели Харьковского авиазавода на следующий год. Начнем с комплексного анализа производственного процесса, для чего мы будем привлекать польских консультантов. Далее определим поставщиков оборудования. Уже сейчас ведем переговоры с несколькими производителями.
    В первую очередь предприятие намерено обновить оборудование цехов механической обработки, производство композитов – нам необходим еще как минимум один автоклав.
    Параллельно ведем работу по повышению эффективности системы управления и контроля качества. ХГАПП – одно из немногих предприятий отрасли, сертифицированное по стандартам ISO 9001-2000.
    Аудит системы менеджмента качества, проведенный на предприятии специалистами авторитетного международного бюро Quality Veritas Intl., подтвердил высокий уровень производства и системы качества, введенной на ХГАПП.
    – С какими проблемами сталкивается ваше предприятие?
    – Прежде всего, не надо рассматривать отдельно взятое предприятие, которое в автономном полете может вырваться к олимпийскому золоту. Существует авиационная отрасль, которая развивается по законам бизнеса. И существует рынок, внешняя среда, не подчиняться законам которого – путь заведомо проышный. Но в Украине, впрочем, как и в других странах, существует еще одно овое поле – это поле власти, государства. К сожалению, авиационное производство очень зависит от всех этих факторов.
    Проследим, к примеру, одну простую цепочку. Для того чтобы техника была контоспособной, необходимо производить ее на современном оборудовании. Мы, предприятие, наладившее производство и сбыт авиационной техники, не можем себе позволить переоборудовать цеха в одночасье. У нас нет для этого свободных средств. О государственном финансировании, даже частичном, речь не идет.
    И здесь количество вопросов растет, как снежный ком. Я имею в виду и законодательную базу, которая способствует росту инвестиций, и налоговые льготы, льготы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, позволяющие быстро обновить активную часть основных фондов. Нельзя оставить без внимания и высокие таможенные пошлины, которые не дают приобрести оборудование, комплектующие, аналогов которых в Украине нет.
    Также хочу упомянуть несовершенство законодательства о валютном регулировании. В нем не учтена специфика авиационного производства, когда по заключенным контрактам валютная выручка должна поступить на счет предприятия в течение 90 дней, в то время как цикл производства летательного аппарата составляет семь-девять месяцев.
    Если же рассматривать успешность не столько финансовую, сколько маркетинговую, то здесь я сторонник политики продвижения единого украинского бренда «Антонов», под маркой которого должны работать все предприятия авиационной отрасли страны.
    – Как обстоят дела с исками, которые харьковское авиапредприятие предъявило АНТК им. Антонова?
    – Вы, очевидно, знаете, что ХГАПП вынужденно было вовлечено в хозяйственные споры. С первого дня судебного соперничества между партнерскими предприятиями мы заявляли о вреде, который может быть нанесен всей авиационной промышленности нашей страны. И год назад, и сегодня мы говорим о готовности решить все недоразумения путем переговоров, заключить мировое соглашение. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем мы придем к такому результату. Иначе быть не должно, и мне кажется, что это понимают все.
    Александр Селин, газета "ДЕЛО"







    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.