Месяц спустя после вступления в силу приказов №540 и №588, которые изменили правила железнодоных перевозок, обязав предприятия сопровождать вагоны, груженные черным металлом, военизированной охраной и маркировать грузы, отправляемые в полувагонах, «Укрзализныця» настаивает на их законности и целесообразности.
В минувший четверг пресс-служба «Укрзализныци» распространила заявление начальника главного коммерческого управления компании Сер Аленичева о том, что Государственная администрация железнодоного транспорта «считает необъективной критику потребителей ее услуг по поводу нововведений в правилах перевозки грузов железной дорогой, закрепленных приказами Министерства транспорта и связи Украины №540 и №588».
Так, г-н Аленичев констатировал, что «начиная с 2003 года в Украине наблюдается стойкая тенденция к росту случаев расхищения металлопродукции при перевозках, крайне усилившаяся в 2005 году». Именно ею якобы и продиктована необходимость изменений, введенных приказами Минтранссвязи. При этом начальник главного коммерческого управления «Укрзализныци» как-то позабыл указать на то, что же именно стало подлинной причиной новшества — а именно обилие исков от страховых компаний, предъявляемых «Укрзализныце» в случаях хищения грузов, за сохранность которых она, как перевозчик, не может не нести ответственности.
Логично было бы предположить, что в подобном случае любая железнодоная компания, работающая в рыночных условиях и не желающая уступать свои позиции конту, просто усилила бы охрану грузов. Но монополист, уверенный в том, что его клиенту совершенно некуда деваться, просто переложит с больной головы на здоровую. Зачем платить многочисленные компенсации металлотрейдерам за украденный товар, если можно обязать метпредприятие взять на себя заботу по его охране? И, конечно, зачем руководству данной компании-монополиста сообщать об истинной мотивации такого рода решения? Ведь она и так всем очевидна, а объявлять о ней во всеуслышание — значит просто нарушать элементарные правила приличия.
Гораздо удобнее — умолчать о сути дела и придать навязываемым нормам видимость законности. Что, собственно, и происходит. Так, г-н Аленичев поспешил сообщить, что приказ №540 согласован с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и соответствует требованиям Закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Более того, само Министерство юстиции Украины, которое проводило экспертизу приказов, в письмах от 8 и 11 ноября подтвердило их правомочность.
Впрочем, на наличие здравого смысла данные приказы, разумеется, никто не проверял — за отсутствием профильной госструктуры… Поиском оного в данной ситуации, естественно, вынуждена заниматься заинтересованная сторона, а именно — метпредприятия. Которые, при поддержке Министерства промышленной политики, Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, а также Ассоциаций перевозчиков металла и предприятий-собственников ведомственного транспорта Украины «Урведтранс», вот уже месяц пытаются оспорить нововведения как, в первую очередь, не соответствующие законодательству Украины. При этом «Укрзализныця» всячески демонстрирует добрую волю…
Как известно, последняя попытка согласовать данные приказы с металлургами была предпринята 14 ноября. Ее инициатором выступил сам Минтранссвязи, пригласив на «совещание-разъяснение» по поводу действия пресловутых приказов представителей Минпромполитики, Минюста, АМКУ, Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, а также «Укррудпрома», «Укрведтранса», «Укрметаллургтранса», ММК им. Ильича, «Азовстали», «Запостали», Донецкого метзавода, Никопольского деннотрубного завода и Нижнеднепровского трубного завода. По результатам этого мероприятия Минпромполитики приняло решение обратиться в Кабмин с требованием приостановить действие принятых Минтранссвязи приказов №540 и 588 до их согласования со всеми заинтересованными сторонами и приведения в соответствие с действующим законодательством. Более того, по информации одного из участников совещания-разъяснения, президента «Укрведтранса» Владислава Гончаренко, «заместитель генерального директора железнодоной администрации Михаил Мостовой обещал оба приказа отменить». Хотя участники почему-то в это не поверили.
И не зря. Позиция железнодоников на сегодня такова: они не против пойти на уступки, но суть дела останется прежней. «Укрзализныця» даже продемонстрировала высшую предупредительность, сообщив заинтересованной стороне, в чем именно она готова уступить. В частности, она любезно согласилась не требовать военизированной охраны вагонов, груженных листовым металлом и рулонной сталью. То есть — как раз тех, которые данной охраны и не требуют, поскольку из-за весьма значительного веса данного товара красть его в пути следования никому просто не придет в голову. Кроме этого, железнодоники великодушно не настаивают на обязательной защитной маркировке верхнего слоя отгружаемого металла краской. Вместо этого железные дороги готовы считать маркировкой согласованную с «Укрзализныцей» типовую схему размещения груза. Словом, не в лоб, так по лбу… Что же касается основного предмета спора — обязательного сопровождения грузов (естественно, за счет потребителя), то его «Укрзализныця» отменять не собирается.
Если же в данном контексте у до предела осчастливленных металлургов еще остаются какие-либо пожелания, то их предлагается направить на сайт «Укрзализныци» в течение нынешней недели. Их, как водится, тщательно пропустят сквозь сито собственных интересов, и после сугубо формального согласования утвердят. По прогнозам экспертов — где-то к Новому году или же к середине января.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(e-news)