• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Экономика маркировать по-новому. чем удивят украинцев новые этикетки на товарах
    Опубликовано: 2019-08-15 11:22:43

    Информация, которую указывают на этикетках пищевых продуктов, станет более конкретной и доходчивой. Жизнь производителей продуктов тоже усложнится – но решатся многие проблемы с экспортом

    Ближе к Европе, больше порядка
    Еще 4 февраля Петр Порошенко подписал Закон "Об информации для потребителей пищевых продуктов" (№8450), принятый Верховной Радой 6 декабря 2018-го. Закон вступил в силу через шесть месяцев после публикации, и это значит, что в Украине со вторника, 6 августа, заработали новые правила маркировки пищевой продукции.

    Теперь вместо максимального срока годности будут указывать минимальный, а на некоторых продуктах, например, кондитерских изделиях и винах, могут вовсе не указывать даты. Однако главная задача закона, затрагивающего всех потребителей без исключения, - навести порядок в сфере маркировки продуктов питания. Теперь упаковка каждого из них должна будет стать более информативной, легко читаемой, да и в целом соответствующей европейским стандартам. Предполагается, что это заставит отечественных производителей продуктов уже сейчас маркировать их в соответствии с нормативами Евросоюза.

    А значит, потом им будет проще выходить на европейский рынок. Собственно, это вторая задача закона: расширить экспортные возможности Украины, которая уже во многом имеет с Европейским Союзом единое торговое пространство.

    Впрочем, по словам критиков, большинством своих статей закон просто дублирует существующий технический регламент. Техрегламент (те самые ГОСТы по-украински ДСТУ) - это тот же самый закон и он обязателен к исполнению. Другое дело, что в украинских реалиях "начхать" на техрегламент производителям было достаточно просто. На закон - уже сложнее.

    Кроме того, прежде госстандарты были свои для каждой отрасли. Не было единообразия, что усложняло жизнь как потребителям, так и работникам магазинов. После вступления закона в силу начинают действовать и единые правила маркировки всех видов пищевых продуктов.

    Впрочем, вступление закона в силу вовсе не означает, что те упаковки пищевых товаров, которые мы ежедневно видим в магазинах, быстро и радикально поменяют свой облик. Во-первых, многие товары уже сегодня упаковываются и снабжаются аннотациями согласно европейским требованиям - об этом давно уже позаботились производители, сами, поскольку этого требовал рынок. Во-вторых, нормы закона допускают продажу определенных товаров, выпущенных в соответствии с прежними правилами маркировки, на протяжении еще трех лет.

    Что именно поменяется
    Закон прямо запрещает публиковать на упаковке данные о продукте, которые могут ввести потребителя в заблуждение. Уже к концу года на каждой этикетке в обязательном порядке будет отображаться не только список ингредиентов, но и содержание сахара в продукте, использованные пищевые добавки, вспомогательные вещества и красители. Как ни странно, теперь необязательно указывать процентный состав ингредиентов, достаточно будет просто перечислить их наименования.

    Зато теперь можно не указывать калорийность. Точнее, информация о питательной ценности теперь необязательна для продуктов, "которые не подвергались переработке или в отношении которых информация о питательной ценности не является определяющим фактором принятия потребителями решений об их покупке".

    А вот указывать страну происхождения продукта нужно обязательно. А также - способы переработки и хранения, размораживался ли продукт ранее, а также может ли он замораживаться повторно. Для фарша и замороженных продуктов (рыба, внутренности) производителю нужно теперь указывать содержание воды в килограмме продукта (если ее там более 5%).
    Наконец, новый закон регламентирует не только то, что нужно указывать на упаковке, но и как именно указывать. Под запретом отныне этикетки, напечатанные самым мелким из возможных шрифтов. Этот незатейливый способ годами позволял успешно дурить потребителей, но теперь придется придумать что-то новое. Согласно новым требованиям, прямо прописанным в законе, минимальная высота шрифта для надписей не может быть меньше 1,2 мм (или 0,9 мм, если упаковка маленькая).

    Также производители колбас отныне обязаны указывать на упаковке, съедобна ли оболочка их продукта. Кроме того, на этикетках должна присутствовать информация о веществах и добавках, которые могут вызвать аллергию. Это, по мнению авторов закона, защитит потребителей от вредных добавок. При этом небольшое содержание ГМО могут не указывать: соответствующая пометка должна быть, только если доля ГМО превышает 0,9% в любом ингредиенте пищевого продукта.

    Кроме того, под запрет попали утверждения рекламного характера, которые производители так любили печатать на упаковках. Вроде "йогурта, нормализующего пищеварение", "целебного чая" и "травяного сбора, ускоряющего похудение".

    Срок годности будут указывать по-новому. Для скоропортящихся продуктов сохранится маркировка "использовать до", а для всех прочих теперь разрешено писать "минимальный срок годности". Под этим определением подразумевается дата, после которой продукт все еще можно употреблять, хотя он уже может изменить свои характеристики.

    Конкретнее о маркировке:
    - если продукт хранится до трех месяцев, будут указывать только месяц и день (без года);
    - если продукт может храниться от 3 до 18 месяцев - укажут месяц и год;
    - если продукт хранится от 18 месяцев - только год;

    Срок годности могут вообще не указывать на свежих фруктах и овощах, на винах, ликерах и т.д., на напитках, которые содержат 10 и более процентов спирта, на хлебобулочных и кондитерских изделиях, на соли, сахаре, уксусе.

    На рыбе и мясе отныне появятся указания, имела ли место разморозка. Также на упаковке будет выделяться отдельным цветом информация, связанная с ограничениями для употребления. Например, об опасности данного продукта для диабетиков, для людей с аллергией - информация о наличии и типе аллергенов (лактоза, арахис и пр.). (В меню кафе, ресторанов и других заведений общественного питания тоже нужно будет прописывать аллергены, которые находятся в блюдах.)

    Тут, конечно, остаются вопросы, на которые закон не дает ответа. Да, есть общепризнанные и широко известные пищевые аллергены - например, арахисовое масло или лактоза. Но аллергия тем и коварна, что может быть спровоцирована практически чем угодно. Окажется ли виноват производитель, не указавший, что на глутамат натрия может быть аллергия? Или продавец, допустивший такой товар к продаже? Насколько вообще возможно предупредить всех и обо всем, если потенциально может вызвать аллергию что угодно - кроме, разве что, дистиллированной воды...

    Похожие вопросы возникают насчет остатков ветеринарных препаратов и пестицидов. По новому закону они не считаются ингредиентами, а значит, покупатель может и вовсе не узнать об их присутствии в продукте. Что противоречит если не букве, то уж точно - духу закона.

    Некоторые противоречия также сохраняются в вопросах маркировки по новым правилам молочных продуктов. С одной стороны, предписано предоставлять информацию об использованном рафинированном масле и жирах растительного происхождения. С другой - производителям разрешили не указывать перечень ингредиентов сыров, масла сливочного, йогуртов, кефира, ряженки, сметаны, если туда не добавляли ничего, кроме закваски, продуктовых ферментов и необходимых по технологии производства микроорганизмов.

    Наконец, в новом законе прописана и новая шкала наказаний для его нарушителей. Стандартный штраф для юрлиц - 15 минимальных заработных плат (62 565 грн на сегодняшний день). Штраф для физлиц-предпринимателей - 10 минимальных зарплат (41 730 грн).

    Но и тут есть оговорки. Если маркировка не соответствует законодательству, но нарушение не создает угрозу для жизни и здоровья человека, то штраф для юрлиц может составить пять минималок, а для физлиц-предпринимателей - три минимальные зарплаты. И наоборот, если из-за не представленной информации продукт вызвал аллергические реакции или непереносимость у потребителя, то штраф для юрлиц составит 30 минимальных зарплат, для физлиц-предпринимателей - 20 "минималок".

     
    http://www.ukragroconsult.com

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.