Степень внедрения норм «семейно-фермерского» закона в хозяйственную практику в значительной степени будет зависеть от множества факторов.
В частности – от активности органов местного самоуправления по стимулированию предпринимательской трансформации высокотоварных хозяйств населения, а также дальнейшей законодательной активности в части реформирования системы финансового регулирования развития агропромышленного производства в сегменте микробизнеса –рассказал заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной», к.э.н. Леонид Тулуш, оценивая перспективы принятого Верховной Радой Украины 10 июля 2018 года Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств».
В случае пассивности органов местного самоуправления в части «проведения работы» с потенциальными субъектами хозяйствования из числа высокотоварных хозяйств населения по созданию ими семейных фермерских хозяйств (СФХ) в организационно-правовой форме физического лица-предпринимателя (ФЛП), а также при отсутствии дальнейших законодательных новаций по формированию предпосылок для такой предпринимательской трансформации, этот Закон не приведет к ожидаемым положительным изменениям в данной сфере, убежден эксперт.
По его мнению, необходимы дальнейшие системные реформы, которые направлялись бы на комплексное и последовательное решение проблемы финансового стимулирования изменения организационно-экономических основ деятельности части хозяйств населения, которая ведет фактически предпринимательскую деятельность, не регистрируясь в соответствующем качестве.
Следует учитывать и то, добавил эксперт, что хозяйства населения, или так называемые «единоличники», используют площади сельхозугодий, вполне сопоставимые с теми, что используются сельхозпредприятиями. Однако по сравнению с официально зарегистрированными субъектами хозяйствования такое использование осуществляется со значительно меньшим фискальным эффектом для местных общин.
По расчетам ученых Института аграрной экономики, если в 2001 году – одном из первых лет после реформирования КСП, в пользовании хозяйств населения находилось 8,5 млн га сельхозугодий, то в 2017 году – почти 16 млн га. Из них доля «товарных» угодий, предоставленных для ведения личного крестьянского хозяйства или товарного сельхозпроизводства, превышает 82%. Соответствующие площади увеличились с 5,3 млн га в 2001 году до более 13 млн га в 2017 году. Зато площадь сельхозугодий, что передавались гражданами в аренду, снизилась с 23,6 млн га в 2001 году до 18,2 млн в 2017 году.
По данным Госгеокадастра, сельхозпредприятия (включая фермерские хозяйства) осуществляют землепользования почти 20,5 млн га сельхозугодий, что только в 1,6 раза превышает «товарное» землепользования хозяйств населения.
Кроме того, сейчас наблюдается тенденция по изъятию хозяйствами населения сельхозугодий из пользования сельхозпредприятиями и осуществления ими самостоятельного хозяйствования - без оформления предприятия, отметил ученый.
Наличие значительных площадей «товарных» сельхозугодий в пользовании хозяйств населения формирует значительный ресурс для увеличения фискального потенциала бюджетов сельских общин. Для его реализации необходимо определиться со статусом таких землепользователей и всячески стимулировать их предпринимательскую трансформацию - подытожил Леонид Тулуш.
agropravda.com
agrinews.com.ua