Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер-министр Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
Парад отказников
Провал с приватизацией ОПЗ стал одним из крупнейших репутационных уронов украинских властей, наравне с невведением безвизового режима между Украиной и ЕС. Даже снижение в 2,5 раза стартовой цены на 99,6% акций припортового завода – с 13,1 млрд грн. в июле до 5,1 млрд грн. в декабре – не спасло ситуацию. События на втором конкурсе развивались уже в знакомом ключе. Сначала Фонд госимущества трубил об огромном интересе к объекту потенциальных покупателей, а по факту оказалось, что никто из них заявки так и не подал. Торги должны были состояться 14 декабря. Но уже за неделю до этого стало ясно: торговаться не с кем.
По состоянию на начало декабря могло показать, что у ФГИ есть, по крайней мере, 3 потенциальных покупателя. Пускай и не гранды мировой химиндустрии, все свои, знакомые – но тем не менее. В частности, в тройку фаворитов вошли:
- американская компания IBE Trade Александра Ровта, известного тем, что родом он из Закарпатья и в 2000-х годах владел в Украине северодонецким «Азотом», который перепродал впоследствии Дмитрию Фирташу;
- украинское ЧАО «Укрнафтобуриння», бенефициарами которого выступают лидер холдинга «Приват» Игорь Коломойский и один из влиятельных украинских нардепов Виталий Хомутынник;
- кипрская Glenshee Holdings Limited, входящая в холдинг DCH харьковского бизнесмена Александра Ярославского, одного из немногих, кому на протяжении многих лет удается неплохо ладить с И.Коломойским.
Упоминались в связи с приватизационным конкурсом еще и польская фирма Energoimpex, и оманский холдинг Suhail Behwan Group. Но изначально они не считались серьезными претендентами. Впрочем, и те, кого воспринимали всерьез, практически синхронно отказались от борьбы за одесское предприятие. Хотя и с разными мотивировками. Точнее, И.Коломойский и А.Ярославский ответственность за срыв конкурса возложили на ФГИ, А.Ровт – на экономические обстоятельства.
»Было выявлено, что реальная сумма кредиторской задолженности составляет не менее 85 млн долл., а в наиболее пессимистическом варианте может превышать 350 млн долл.», – заявили в пресс-службе DCH. Кроме того, ФГИ упрекнули в нежелании обсуждать с группой спорные вопросы и находить компромиссные решения. Фонд госимущества затягивал подписание документации и не предоставил всех актуальных данных по хозяйственной деятельности и финансовому состоянию ОПЗ – так обосновывал отказ своей компании от приватизации юрист «Укрнафтобуриння» Тарас Метенко.
В то же время А.Ровт высказал мнение, что приватизационный конкурс был подготовлен профессионально, а иллюзий относительно задолженности и финансового состояния ОПЗ у IBE Trade не было. И от покупки завода его компания отказалась исключительно по экономическим причинам. «Всем известно, что цена на продукцию химической промышленности напрямую зависит от цены на газ, который в структуре себестоимости производства азотных удобрений занимает 70-85%. Рассматривая вариант покупки ОПЗ, мы вели переговоры о возможности заключения контрактов на газ по сниженной цене, но соглашение не было достигнуто. А цена порядка 240 долл./тыс. куб. м не позволяет говорить о рентабельности или возможности проведения пакета «реанимационных мероприятий» для ОПЗ. Для сравнения: цена на газ в Беларуси около 120 долл./тыс. куб. м, в Венгрии – 160 долл./тыс. куб. м», – объяснил А.Ровт.
В поисках стрелочника
7 декабря раздосадованный неудачной продажей ОПЗ В.Гройсман заявил, что будет ставить перед президентом вопрос об отставке руководства ФГИ. «Считаю, что Фонд госимущества нуждается в жесткой реанимации, – разошелся он на заседании Кабмина. – Последний конкурс по приватизации ОПЗ показал, что институция просто полностью неспособна, провести эффективную приватизацию, неспособна управлять госимуществом». Но И.Билоус после этого выпада заверил, что по собственному желанию подавать в отставку не намерен. Вместо этого готов подать правительству отчет о ходе приватизации ОПЗ. Впрочем, после рассмотрения отчета все и может случиться.
По итогам двух провальных конкурсов к ведомству И.Билоуса накопилась критическая масса претензий. Возможно, некоторые из них В партии нашли опасного вредителя — цветочного трипса.
Инспекторы территориального Управления Россельхознадзора досматривали партию свежего перца, который прибыл в порт Санкт-Петербурга из Королевства Марокко. При проверке специалисты нашли насекомых, которые подозрительно смахивали на одного из опаснейших вредителей цветов и переносчика вирусов растений — цветочного (калифорнийского) трипса.
Обнаруженные насекомые были направлены в «Ленинградскую межобластную ветеринарную лабораторию», сотрудники которой подтвердили присутствие этого нежелательного карантинного объекта.
В соответствии с законодательством, вся партия сладкого перца должна будет возвращена поставщику, обеззаражена или уничтожена.
infoindustria.com.ua
agrinews.com.ua