Если будем играть по своим правилам на чужом поле, проиграем.
Это убеждение выразил менеджер по вопросам стратегического развития агропромышленного комплекса Американской торговой палаты (АТП) в Украине Денис Соболев во время агродебатов на тему: «Регулирование в сфере карантина растений: сколько теряют сельхозпроизводители», поддержав идею бизнеса по реформированию фитосанитарного контроля растений.
По его словам, законодательство ЕС строится на методе оценке рисков. Зерно, которое идет на переработку или потребление, имеет меньший риск заражения карантинными организмами посевов, нежели те же семена, или посадочный материал, которые имеют контакт с землей.
Поэтому в ЕС контроль происходит в поле и наиболее эффективными являются агрохимические методы борьбы с вредителями, болезнями и сорняками в поле.
Кроме того зерно не попадает сразу с поля в трюм корабля, а проходит целую цепочку этапов — это перевозка с поля, доработка, попадание в линейные элеваторы, перевозка в порт, попадание в припортовые элеваторы и только потом на судно. На каждом этапе, если собственник элеваторов и собственник зерна вменяемые, а это обычно так, проводится проверка на подкарантинные организмы, поведал менеджер АТП в Украине, рассказывает он.
При этом любой бизнесмен стремится избежать убытков, поэтому зерно обрабатывается и осматривается, ведь всем известно, что некоторые организмы способны привести к порче четверти или даже трети объемов зерна.
Так что контроль есть, но это другого уровня контроль, констатировал он.
Тогда как в Украине карантинный сертификат для внутреннего перемещения зерна — банальная справка и сбор статинформации, которая не может защитить от распространения какого-то карантинного организма, отметил иностранный эксперт.
В то же время он подчеркнул, что выступает «против» полного отказа от фитосанитарного контроля и «за» переход к разумному контролю. Иначе будет полный коллапс торговли.
По его данным, простой корабля в порту стоит $20-22 тыс./день.
«Это достаточно большие деньги, которые вымываются из прибыли всех участников зернового рынка. Это недополучение инвестиции в зерновую логистику, производство, в борьбу с подкарантинными организмами», — подытожил он.
agrinews.com.ua