Отсутствие обещанных инвестиций может закрыть ину НПЗ
В начале августа сразу три украинских завода прекратили работу: Одесский, Дрогобычский и Херсонский. И если первый из них “ушел” на глобальную модернизацию, то остальные НПЗ мотивами своего “ремонта” называют сложившиеся рыночные условия: дефицит оборотных средств из-за невозврата заводам экспортного НДС, дороговизна нефти, а также неравные контные условия с импортерами нефтепродуктов. «Галычина» и «Херсоннефтепереработка» планируют вернуться в ряды отечественных производителей не раньше сентября. Однако не исключено, что в следующем месяце заводы вновь будут вынуждены остановиться. На этот раз они сделали подножку сами себе - истекает срок действия временных сертификатов на высокосернистое дизтопливо, которое в Европе воспринимают не иначе, как «печнуху».
Производство нефтепродуктов в Украине регламентируется требованиями, утвержденными ГОСТами еще в далеком 1999 г. За это время, несмотря на ужесточение норм качества топлива в странах Европейского Союза, украинское законодательство практически не почувствовало изменений, которые каким-либо образом гармонизировали бы с европейскими тенденциями.
Однако даже самая «гуманная» по отношению к нефтепереработчикам отечественная нормативная база уже в ближайшее время может оказаться неподъемной для многих представителей отрасли. В первую очередь это касается производства дизельного топлива. По имеющейся у информации, в сентябре истекает срок действия специальных технических условий производства ДТ с повышенным содержанием серы, которыми руководствуются Херсонский, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ. Если действие ТУ не будет продлено, то путь этим заводам на рынок заказан, и, соответственно, они вынуждены будут остановиться «на ремонт», где уже находится Херсонский НПЗ и к которому все никак не приступит «Галычина».
Что касается «Нефтехимика Прикарпатья», то его положение несколько спасает переработка исключительно украинского сырья, что позволяет предприятию с горем пополам вписываться в нормы по содержанию серы в ДТ (хотя в институте МАСМА утверждают, что в надворнянском дизеле сера зашкаливает за 0,5%). Однако этот хрупкий баланс будет нарушен вместе с началом поставок российского сырья, которые обеспечит сданный в эксплуатацию и уже даже заполненный технологической нефтью нефтепровод Жулин-Надворная.
Двойной облом
По словам заместителя директора отраслевого научно-исследовательского института «МАСМА» Юрия Ищука, изначально согласно ГОСТу 3868-99 максимальное содержание серы в дизтопливе предусматривалось на уровне 0,5% массовых. Таким критериям в Украине отвечали лишь Кременчугский, Лисичанский и Одесский НПЗ, то есть предприятия, имеющие в своем составе установку гидроочистки. Остальные заводы руководствовались специальными техническими условиями, позволяющими выпускать дизтопливо с содержанием серы от 0,85% до 1%, или 10 000 ppm. Например, Херсонский НПЗ сертифицировал данный продукт как народно-хозяйственное ДТ. Аналогичные по составу нефтепродукты были «освоены» и на других заводах, обделенных вторичными процессами. Уступки со стороны Госпотребстандарта предусматривали, что за время действия ТУ «Галычина», «Нефтехимик» и «Херсоннефтепереработка» построят установки гидроочистки. Необходимо отметить, что ГОСТом на дизельное толо предусматривалось также с 1 января 2005 г. сокращение предельного содержания серы в данном продукте с 0,5% до 0,2%. Под этим документом поставили подпись руководители всех заводов. Эта дата также была конечной для периода действия специальных ТУ. Таким образом, НПЗ должны были сократить содержание серы в ДТ в четыре-пять раз.
Однако о скромных инвестиционных успехах вышеперечисленных предприятий хорошо известно. В итоге в начале 2005 г., учитывая приближающиеся весенне-полевые работы, заводам были продолжены сроки действия ТУ на производство высокосернистого дизтоплива - до сентября текущего года. За данный период слово «гидроочистка» прозвучало со стороны предприятий лишь однажды - в конце февраля о планах построить в ближайшее время этот процесс заявили на «Нефтехимике». На этом разговоры о модернизации фактически завершились.
Вместе с тем, в отличие от предыдущих периодов, ужесточение требований к производству ДТ может пройти для технологических «аутсайдеров» в нынешнем году более болезненно.
Казнить нельзя, продлить…
В институте «МАСМА» считают, что наиболее оптимальным выходом из ситуации было бы продление ТУ для заводов при условии, что они предоставляют взамен контракты на строительство установки гидроочистки. Похожего мнения придерживаются и экологи в Минприроды, которые выступают категорически против загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, содержание серы в которых превышает европейские нормы в 500-1000 раз. В целом документация, прежде чем попасть на подпись Госпотребстандарта, должна, помимо отраслевого НИИ, пройти еще через десяток разных ведомств.
Угроза выпада с рынка уже заставила «сернистых» нефтепереработчиков засуетиться. По словам источника в Минтопэнерго, заводы уже вышли на министерство с просьбой походатайствовать по данному вопросу в Кабинете Министров. Аргументы о необходимости пролонгации преференций мало отличаются от прежних: под угрозой срыва могут оказаться поставки нефтепродуктов сельскому хозяйству, и все это накануне осенне-полевых работ! В принципе, такую постановку вопроса государство могло бы обыграть в выгодную для всех сторону. Раз высокосернистое ДТ позиционируется как продукция для АПК, то, соответственно, почему бы его производителям не стать операторами поставок агропредприятиям, предоставив логичный дисконт за пониженное качество продукта? Второй «убиваемый заяц» - в том, что высокосернистое дизтопливо использовалось бы на территориях с пониженной концентрацией населения, и вред от повышенных выбросов был бы минимальным. В частности, по такому принципу ценообразования дифференцируется качество нефтепродуктов во многих европейских странах. У нас же - что Херсон, что Кременчуг, что Лисичанск - идут в одной ценовой категории.
Однако можно предположить, что ужасные картины изнывающих от дефицита дизельного топлива аграриев, нарисованные переработчиками, возымеют действие на правительство и в этот раз. И тогда специалистам МАСМА придется разработать изменения в госстандарты (занимает около полугода) или пойти более коротким путем - для трех заводов в качестве исключения разработать временные ТУ. Следовательно, учитывая опыт предыдущих уступок, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что производители высокосернистого дизтоплива смогут «расслабиться» на какое-то время. И еще вопрос, на какое? По имеющимся данным, никто из указанной троицы пока не приступил даже к проектированию гидроочисток, не говоря уже о закупке оборудования. Инженеры-нефтепереработчики говорят, что построить данную установку можно за год, для чего, помимо проекта и желания, необходимо иметь бесперебойное финансирование. Что касается стоимости, то она составляет в среднем $60 млн. (В последние годы суммарные инвестиции рассматриваемых заводов были приблизительно в пять раз меньше этой суммы.)
А вообще вышеупомянутым переработчикам не позавидуешь. У каждого из них свои причины торможения, которые по-человечески понятны. Дрогобыч и Херсон, по сути, не имеют единого владельца. Надворная такового имеет (или наоборот), но опять что-то не получается. А все вместе они сегодня стоят перед проблемой, которая уже заморозила все инвестпроцессы в отрасли - от строительства АЗС и до модернизации производств, - это политическая нестабильность и начавшаяся реприватизация крупных предприятий.
Прямая речь
Юрий Ищук, заместитель директора НИИ «МАСМА»:
«Совместно с нашими заводами мы разработали стандарты, которые были гармонизованы с европейскими требованиями. Их достигли «ЛиНОС» и «Укртатнафта», имеющие гидроочистку. В то же время Херсон, Надворная и Дрогобыч выпускали те топлива, которые согласно разработанным техническим условиям имели большее содержание серы - 0,5%. Не имея гидроочистки, они выпускали 0,85 или даже 1%.
Теперь в силу вступают новые условия производства, однако заводы заявили, что построят гидроочистки не ранее 2008 г. Поэтому НПЗ просят выпускать ДТ до 2008 г. по старым ТУ или разработать новые, в соответствии с которыми содержание серы в дизтопливе должно составить 0,85%. Институт, а также экологи против продления старых требований, однако не исключено, что в Кабмине сочтут иначе».
Ясин Абдулаев, вице-президент НК «Альянс-Украина»:
«Части украинских заводов повезло: у них изначально в технологическую схему были включены установки гидроочистки. Херсонскому НПЗ повезло меньше. Однако сегодня в компании серьезно задумались о том, чтобы остановить завод на капитальную реконструкцию. Даже если заводам продлят срок действия технических условий, то это, в любом случае, не решает проблемы низкого технического уровня отрасли».
ELCOMART.NEWS
Виталий Давий
agrinews.com.ua