А. Декурсель
Книги во многом определяют нашу жизнь. Через них мы познаем окружающий мир, с ними мы перемещаемся по странам и континентам, находим новых друзей, грустим и смеемся. Только с книгами и благодаря книгам мы по-настоящему живем.
Современной молодежи кажутся невероятными рассказы старшего поколения о временах, когда с раннего утра или даже с ночи под дверями книжных магазинов выстраивались огромные очереди книголюбов и “охотников” за редкими изданиями. Принесенные домой тома занимали почетное место на первой полке. Эти книги если и давали почитать друзьям, то обязательно заворачивали в газету и просили не заламывать уголки страничек.
К счастью, очереди и запись отошли в прошлое. Теперь любую книгу можно найти или заказать в книжных супермаркетах, число которых постоянно растет. Благодаря специально созданным информационным центрам, оснащенным электронными базами данных, любой покупатель в течение нескольких секунд получит консультацию по интересующей его книге, сможет отложить ее и даже сделать заказ на редкое издание.
Для большинства книголюбов визит в книжный магазин за очередным приобретением по ощущениям и энергетике сродни посещению святыни. Только на книжных полках бессмертные предания веков и современность сплетаются воедино. В книжных магазинах царит особая атмосфера, располагающая к тому, что покупатели приходили сюда снова и снова. Запах типографской краски, струящийся от глянцевых обложек и снежно-белых страниц, огромные стеллажи, к которым можно подойти и полистать любую книгу, почувствовать легкую тревогу от предвкушения прочтения сродни тревоге перед первым свиданием.
Количество книжных супермаркетов постоянно растет, и остановиться на одном довольно сложно. И если о новинках книжной продукции мы узнаем благодаря анонсам в СМИ, то что мы знаем о самих магазинах и их услугах? Мнение друзей и знакомых, рекомендации коллег, и не более того.
Для того чтобы помочь киевлянам и гостям столицы определиться в выборе книжного супермаркета, в июле 2005 года проект E-ratings компании “Мнемософт Украина” провел независимый рейтинг книжных магазинов города Киева.
Для составления рейтинга использовались следующие данные:
- Результаты телефонного опроса жителей города Киева.
- Результаты опроса посетителей сайта e-news .
- Результаты экспертного опроса.
- Доступная информация о книжных магазинах в сети Интернет.
Основными параметрами и критериями для анализа стали:
- Широта ассортимента.
- Ценовая градация.
- Качество обслуживания.
- Количество магазинов в Киеве.
- Предпочтения и оценка потребителя.
- Экспертная оценка.
- Количество и характер доступной информации в Интернет.
Согласно результатам рейтинга, первую позицию
со значительным отрывом занял магазин «Буква».
Позиция | Название | Балл | % |
1. | Буква | 58 | 100 |
2. | Орфей | 32 | 55.17 |
3. | Моя книга | 30 | 51.72 |
4. | Знання | 23 | 39.65 |
5. | Техническая книга | 18 | 31.03 |
6. | СПД Тамара | 18 | 31.03 |
7. | Академкнига | 14 | 24.14 |
8. | Сучасник | 14 | 24.14 |
9. | Сяйво | 10 | 17.24 |
10. | СПД Грамота | 9 | 15.52 |
На вопросы о тенденциях развития книжного рынка Киева любезно согласились ответить заместитель генерального директора ООО “Дом книги” Пономарева Ольга Петровна и руководитель проекта bookshop Витенко Олег.
— Ольга Петровна, расскажите немного о вашей сети книжных магазинов, в чем ее особенности?
— Книжный супермаркет “Дом книги” относится к книжной сети “Літера”, которая на украинском рынке работает около года. До этого времени наш магазин относился к сети магазинов “Буква”. По Украине у нас существует около 60 магазинов: как больших, так и маленьких. Самые большие — это Одесса, Донецк, Львов, Харьков, Запоье, Мукачево, Луганск, Черкассы, а также Крым: Алупка, Керчь, Феодосия, Евпатория и т. д. И это далеко не предел! Наша сеть постоянно расширяется, скоро откроется новый магазин в Черновцах.
— Какими Вы видите лидеров среди книжных магазинов, если учитывать все возможные критерии? Могут ли они серьезно конкурировать с “уличными” книжными рынками, например, “Петровкой” в Киеве?
— Если брать лидера в рамках нашей сети, то это, безусловно, наш магазин (“Дом книги” на пл. Л. Толстого). Хочу заметить, что этот супермаркет является лидирующим не только в нашей сети, а вообще по Украине! Аналогов нашему магазину пока что нет. Также можно отметить магазины в Донецке, Одессе, Львове. А насчет “Петровки” — то это даже не конт. Уверена, что в ближайшем будущем все больше людей предпочтут покупать книги в книжных магазинах. Это и намного приятней, цивилизованней, и, к тому же, подход к покупателям индивидуальный.
— Чем, на Ваш взгляд, существенно отличается лидер?
— Лидер существенно отличается своей масштабностью! Вероятность подобрать и приобрести себе интересующую книгу гораздо выше, чем в маленьких магазинах. В большом магазине можно почерпнуть больше актуальной информации о книжных новинках и лидерах продаж, здесь сте следят за качеством продукции и обслуживания.
— Каким Вы видите дальнейшее развитие рынка книжной продукции в Украине, и, в частности, место сети “Літера” в этом сегменте?
— Развитие книжной торговли зависит напрямую от политики правительства и заинтересованности государства. Как только будут издаваться соответствующие указы и законы, направленные на развитие книжного рынка в Украине, а главное, на его поддержку и защиту, вот тогда и появится больше качественной “украинской” книги, которой сегодня очень не хватает, и только тогда отрасль пойдет на подъем. Если будет в целом развиваться книжный бизнес, то, конечно, и наша сеть будет развиваться значительно быстрее и обширнее. Все условия для этого есть, инфраструктура создана, и самое главное, растет интерес нации к книгам! Поэтому в этом направлении нужно очень активно работать.
— Какая литература наиболее популярна сейчас?
— В основном это, конечно же, художественная литература, в частности детская литература. Но не нужно также преуменьшать значимость и специализированной литературы, которую люди постоянно покупают.
— Какие факторы влияют на популярность магазина?
— В первую очередь, месторасположение (хорошая видимость, “проходимость” места). Имеет значение, возле чего расположен магазин, в частности, нет ли пои других книжных магазинов. Немаловажным фактором привлечения покупателя является яркая вывеска, красиво и занимательно оформленная витрина. Влияет и ассортимент магазина, разнообразие литературы, наличие новинок… и т. д.
— Каким образом Вы формируете ассортимент? Как Вы определяете, будет пользоваться та или иная книга спросом у покупателя, или нет? Это больше интуиция или отслеживание литературных тенденций и вкусов читателей?
— Все в комплексе — это и общение с покупателем, и отслеживание книжных новинок. Здесь нельзя преуменьшать значение того или иного фактора. Подключается и наша интуиция, и исследование потребительского спроса. Ведь когда автор пишет книгу, он также не знает на все 100 %, станет она хитом или нет!
Витенко Олег, руководитель проекта bookshop:
— Какой Вы видите тройку лидеров среди книжных магазинов, если учитывать все возможные критерии?
— Если Вы имеете в виду книжные Интернет-магазины, то на сегодняшний день эта тройка выглядит так:
- Bookshop
- Bambook
- Books
Также на третье место могут претендовать tid и bookzone .
Все остальные — это маленькие проекты.
— Чем, на Ваш взгляд, существенно отличается лидер?
— Основные преимущества лидера это:
- Широкий ассортимент.
- Предоставление услуг, которых нет в списке других магазинов. Например, заказ книг, которых нет в наличии на книжных полках магазинов; обеспечение сервиса доставки товаров из иностранных Интернет-магазинов с возможностью оплаты в Украине.
- Наличие собственных курьерских служб в регионах Украины, что обеспечивает более дешевую и быструю доставку товаров, а также возможность расчета за наличные.
- Услуги call-центра.
- Торговля по каталогу.
- Возможность оптовой поставки литературы.
— Какая литература наиболее популярна сейчас?
- “Бизнес-литература”, рассчитанная на новичков в той или иной области, призванная помочь им освоить азы бизнеса. Стоит отметить, что в этих книгах достаточно много бесполезных, а порой просто авантюрных советов. Тем не менее, это направление очень популярно.
- Художественная литература (кроме “женских романов”). Современная классика, например, Акунин, Улицкая, Гришковец (российские авторы), Мураками, Макс Фрай (иностранные). Сюда же можно отнести детективы и фантастику.
- Тематическая литература из серии “Домашний круг”, “Психологическая литература”, “Излечи себя сам”.
- Детская литература.
- Компьютерная литература.
— Какими Вы видите перспективы развития книжного рынка?
Я ожидаю только одного: книжный рынок превратится из хаотичного в стабильный. Появится возможность делать прогнозы читательского спроса, формировать объективные рейтинги, предвидеть взлеты и падения цен. Прежде всего, это зависит от правильной дистрибуторской политики. Однако, следует с сожалением отметить, что от украинских книгоиздателей, вынужденных все эти годы существовать в “подполье”, ждать изменения их “пещерных” условий работы не приходится.
С новинками книжной продукции и рецензиями на книги можно ознакомиться на страницах рубрики “Книги” Интернет-журнала “e-Motion”.
Проект E-ratings компании «Мнемософт Украина» благодарит всех участников за помощь в проведении рейтинга.
agrinews.com.ua