Рейтинг книжных магазинов г. Киева

05 авг, 15:34



“Книга — это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет”.
А. Декурсель

Книги во многом определяют нашу жизнь. Через них мы познаем окружающий мир, с ними мы перемещаемся по странам и континентам, находим новых друзей, грустим и смеемся. Только с книгами и благодаря книгам мы по-настоящему живем.

Современной молодежи кажутся невероятными рассказы старшего поколения о временах, когда с раннего утра или даже с ночи под дверями книжных магазинов выстраивались огромные очереди книголюбов и “охотников” за редкими изданиями. Принесенные домой тома занимали почетное место на первой полке. Эти книги если и давали почитать друзьям, то обязательно заворачивали в газету и просили не заламывать уголки страничек.

К счастью, очереди и запись отошли в прошлое. Теперь любую книгу можно найти или заказать в книжных супермаркетах, число которых постоянно растет. Благодаря специально созданным информационным центрам, оснащенным электронными базами данных, любой покупатель в течение нескольких секунд получит консультацию по интересующей его книге, сможет отложить ее и даже сделать заказ на редкое издание.

Для большинства книголюбов визит в книжный магазин за очередным приобретением по ощущениям и энергетике сродни посещению святыни. Только на книжных полках бессмертные предания веков и современность сплетаются воедино. В книжных магазинах царит особая атмосфера, располагающая к тому, что покупатели приходили сюда снова и снова. Запах типографской краски, струящийся от глянцевых обложек и снежно-белых страниц, огромные стеллажи, к которым можно подойти и полистать любую книгу, почувствовать легкую тревогу от предвкушения прочтения сродни тревоге перед первым свиданием.

Количество книжных супермаркетов постоянно растет, и остановиться на одном довольно сложно. И если о новинках книжной продукции мы узнаем благодаря анонсам в СМИ, то что мы знаем о самих магазинах и их услугах? Мнение друзей и знакомых, рекомендации коллег, и не более того.

Для того чтобы помочь киевлянам и гостям столицы определиться в выборе книжного супермаркета, в июле 2005 года проект E-ratings компании “Мнемософт Украина” провел независимый рейтинг книжных магазинов города Киева.

Для составления рейтинга использовались следующие данные:

  1. Результаты телефонного опроса жителей города Киева.
  2. Результаты опроса посетителей сайта e-news .
  3. Результаты экспертного опроса.
  4. Доступная информация о книжных магазинах в сети Интернет.

Основными параметрами и критериями для анализа стали:

  1. Широта ассортимента.
  2. Ценовая градация.
  3. Качество обслуживания.
  4. Количество магазинов в Киеве.
  5. Предпочтения и оценка потребителя.
  6. Экспертная оценка.
  7. Количество и характер доступной информации в Интернет.

Согласно результатам рейтинга, первую позицию
со значительным отрывом занял магазин «Буква».

Позиция Название Балл %
1. Буква 58 100
2. Орфей 32 55.17
3. Моя книга 30 51.72
4. Знання 23 39.65
5. Техническая книга 18 31.03
6. СПД Тамара 18 31.03
7. Академкнига 14 24.14
8. Сучасник 14 24.14
9. Сяйво 10 17.24
10. СПД Грамота 9 15.52

На вопросы о тенденциях развития книжного рынка Киева любезно согласились ответить заместитель генерального директора ООО “Дом книги” Пономарева Ольга Петровна и руководитель проекта bookshop Витенко Олег.

— Ольга Петровна, расскажите немного о вашей сети книжных магазинов, в чем ее особенности?

— Книжный супермаркет “Дом книги” относится к книжной сети “Літера”, которая на украинском рынке работает около года. До этого времени наш магазин относился к сети магазинов “Буква”. По Украине у нас существует около 60 магазинов: как больших, так и маленьких. Самые большие — это Одесса, Донецк, Львов, Харьков, Запоье, Мукачево, Луганск, Черкассы, а также Крым: Алупка, Керчь, Феодосия, Евпатория и т. д. И это далеко не предел! Наша сеть постоянно расширяется, скоро откроется новый магазин в Черновцах.

Какими Вы видите лидеров среди книжных магазинов, если учитывать все возможные критерии? Могут ли они серьезно конкурировать с “уличными” книжными рынками, например, “Петровкой” в Киеве?

— Если брать лидера в рамках нашей сети, то это, безусловно, наш магазин (“Дом книги” на пл. Л. Толстого). Хочу заметить, что этот супермаркет является лидирующим не только в нашей сети, а вообще по Украине! Аналогов нашему магазину пока что нет. Также можно отметить магазины в Донецке, Одессе, Львове. А насчет “Петровки” — то это даже не конт. Уверена, что в ближайшем будущем все больше людей предпочтут покупать книги в книжных магазинах. Это и намного приятней, цивилизованней, и, к тому же, подход к покупателям индивидуальный.

Чем, на Ваш взгляд, существенно отличается лидер?

— Лидер существенно отличается своей масштабностью! Вероятность подобрать и приобрести себе интересующую книгу гораздо выше, чем в маленьких магазинах. В большом магазине можно почерпнуть больше актуальной информации о книжных новинках и лидерах продаж, здесь сте следят за качеством продукции и обслуживания.

Каким Вы видите дальнейшее развитие рынка книжной продукции в Украине, и, в частности, место сети “Літера” в этом сегменте?

— Развитие книжной торговли зависит напрямую от политики правительства и заинтересованности государства. Как только будут издаваться соответствующие указы и законы, направленные на развитие книжного рынка в Украине, а главное, на его поддержку и защиту, вот тогда и появится больше качественной “украинской” книги, которой сегодня очень не хватает, и только тогда отрасль пойдет на подъем. Если будет в целом развиваться книжный бизнес, то, конечно, и наша сеть будет развиваться значительно быстрее и обширнее. Все условия для этого есть, инфраструктура создана, и самое главное, растет интерес нации к книгам! Поэтому в этом направлении нужно очень активно работать.

Какая литература наиболее популярна сейчас?

— В основном это, конечно же, художественная литература, в частности детская литература. Но не нужно также преуменьшать значимость и специализированной литературы, которую люди постоянно покупают.

Какие факторы влияют на популярность магазина?

— В первую очередь, месторасположение (хорошая видимость, “проходимость” места). Имеет значение, возле чего расположен магазин, в частности, нет ли пои других книжных магазинов. Немаловажным фактором привлечения покупателя является яркая вывеска, красиво и занимательно оформленная витрина. Влияет и ассортимент магазина, разнообразие литературы, наличие новинок… и т. д.

Каким образом Вы формируете ассортимент? Как Вы определяете, будет пользоваться та или иная книга спросом у покупателя, или нет? Это больше интуиция или отслеживание литературных тенденций и вкусов читателей?

— Все в комплексе — это и общение с покупателем, и отслеживание книжных новинок. Здесь нельзя преуменьшать значение того или иного фактора. Подключается и наша интуиция, и исследование потребительского спроса. Ведь когда автор пишет книгу, он также не знает на все 100 %, станет она хитом или нет!

Витенко Олег, руководитель проекта bookshop:

Какой Вы видите тройку лидеров среди книжных магазинов, если учитывать все возможные критерии?

— Если Вы имеете в виду книжные Интернет-магазины, то на сегодняшний день эта тройка выглядит так:

  1. Bookshop
  2. Bambook
  3. Books

Также на третье место могут претендовать tid и bookzone .
Все остальные — это маленькие проекты.

— Чем, на Ваш взгляд, существенно отличается лидер?

— Основные преимущества лидера это:

  1. Широкий ассортимент.
  2. Предоставление услуг, которых нет в списке других магазинов. Например, заказ книг, которых нет в наличии на книжных полках магазинов; обеспечение сервиса доставки товаров из иностранных Интернет-магазинов с возможностью оплаты в Украине.
  3. Наличие собственных курьерских служб в регионах Украины, что обеспечивает более дешевую и быструю доставку товаров, а также возможность расчета за наличные.
  4. Услуги call-центра.
  5. Торговля по каталогу.
  6. Возможность оптовой поставки литературы.

Какая литература наиболее популярна сейчас?

  1. “Бизнес-литература”, рассчитанная на новичков в той или иной области, призванная помочь им освоить азы бизнеса. Стоит отметить, что в этих книгах достаточно много бесполезных, а порой просто авантюрных советов. Тем не менее, это направление очень популярно.
  2. Художественная литература (кроме “женских романов”). Современная классика, например, Акунин, Улицкая, Гришковец (российские авторы), Мураками, Макс Фрай (иностранные). Сюда же можно отнести детективы и фантастику.
  3. Тематическая литература из серии “Домашний круг”, “Психологическая литература”, “Излечи себя сам”.
  4. Детская литература.
  5. Компьютерная литература.

— Какими Вы видите перспективы развития книжного рынка?

Я ожидаю только одного: книжный рынок превратится из хаотичного в стабильный. Появится возможность делать прогнозы читательского спроса, формировать объективные рейтинги, предвидеть взлеты и падения цен. Прежде всего, это зависит от правильной дистрибуторской политики. Однако, следует с сожалением отметить, что от украинских книгоиздателей, вынужденных все эти годы существовать в “подполье”, ждать изменения их “пещерных” условий работы не приходится.

С новинками книжной продукции и рецензиями на книги можно ознакомиться на страницах рубрики “Книги” Интернет-журнала “e-Motion”.

Проект E-ratings компании «Мнемософт Украина» благодарит всех участников за помощь в проведении рейтинга.


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/27372.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM