На отчетной конференции за полугодовой период работы Министр транспорта и связи Евгений Червоненко в самом начале обратил внимание на воздение правительственных комитетов. Инициированное им открытое письмо в кабмин подписали 11 министров и, по мнению Червоненко, это поможет эффективнее привлекать к работе руководителей ведомств и предупреждать “лоббирование чьих-то конкретных интересов”. Презентуя двух своих новых заместителей Виктора Бондаря и Василия Гандабуру, министр транспорта пояснил, что кумовьев среди них нет, несмотря на то, что у евреев такая семейная институция и существует, эти “молодые хлопцы не инфицированы болезнями бюрократии предыдущей власти”. А относительно других аспектов деятельности вначале предложил журналистам проверить гараж на факт присутствия знаменитого “Майбаха”.
“Логика должна быть впереди политики” – цитата, озвученная Евгением Червоненко, не просто девиз министра, а целая установка решительных действий транспортной структуры. В ближайшем будущем Украина может остаться без Ялтинского торгового порта. И хотя нынешний президент, по словам Червоненко, уверен, что яхты уже не в моде, однако министр транспорта и связи убежден:
– Не стоит отказываться от очень прибыльного бизнеса, потому мы активно поддержим решения крымских чиновников сделать на базе Ялтинского торгового порта новый яхт-клуб. Это удовольствие будет стоить от 350 до 500 миллионов долларов. Однако вкладывать деньги в грандиозное строительство, равно как получать прибыль, будет в основном не государство, а частные инвесторы и предприниматели.
Что такое яхта? – переспросил министр у заинтригованных журналистов. – Я, как яхтсмен, понимаю: это 2-3 тысячи долларов затрат в день.
В планы министерства, похоже, входит и строительство в Крыму трассы для “Формулы –1”. Из своих увлечений в прошлом заядлый профессионал-автогонщик решил создать бизнес, но снова за счет частных предпринимателей. И хотя вопрос пока что не решен полностью, но его актуальность сомнениям не подлежит:
– Это не только спорт, это инвестиции, это сотни миллионов прямых и косвенных налогов, – однозначно выразился руководитель.
Министр подчеркнул, что государственное объединение “Укрморпорт”, в состав которого входят 20 морских торговых портов, не выполнило намеченного плана: чистая прибыль за первое полугодие, по сравнению с показателями предыдущего периода, уменьшилась на 11%. Но больше всего пошатнуло бюджет строительство автобана Киев-Одесса. И хотя вице-премьер Анатолий Кинах заявлял, что эта дорога станет бесплатной, поскольку альтернативной трассы ей нет, министр надеется, что в будущем у водителей таки будут собирать деньги за проезд по ней, видимо пытаясь взять пример с Китая, где 48 тысяч километров автобанов, и все они платные.
Министр отчитался и о работе железной дороги: поездов стало больше, брони меньше, но железная дорога по прежнему не в состоянии удовлетворить 100% потребностей, хотя и во всю стремится к этому. Приобретение билета остается проблемой самого пассажира – чаще-гуще вместо ожидаемой плацкарты, остаются купейные вагоны, а самые большие очереди в жаркое лето, как всегда, в Крымском направлении. Каждый день, к примеру, на станции Киев-Пассажирский убеждают, что ежедневно на поездах в Симферопольском направлении до тысячи свободных мест, а покупают на вокзале за день до 19 тысяч билетов. Теперь их продажа станет прозрачной и подконтрольной: количество мест на каждый поезд можно будет увидеть на табло. Министр призывает пассажиров быть людьми и не закупать лишних билетов. Ситуацию может оправдать официальный резерв – директор вокзала пытается вести бой с перекупщиками, “застукивая на горячем” не менее четырех-пятерых спекулянтов ежедневно. Мониторы дублируют работу кассира, позволяют увидеть непосредственный диалог с системой.
Кроме всего прочего говорилось о планах на закупку трех новых суперсовременных электровозов, двух электропоездов, одного дизель-поезда, 20 пассажирских вагонов, строительстве железных дорог, реконструкции Дарницкого вокзала – здесь планируют сделать торговый центр с выходом на перон.
Проведя оценку работы отрасли, министр-транспортник со всей уверенностью заявил, что рост отрасли за пять месяцев составляет 107% – это лучший показатель среди всех министерств за это время. «Наша отрасль – это 15% плательщиков в бюджет». Удельный вес предприятий Министерства транспорта и связи в экономике Украины распределен следующим образом: национальный ВВП страны – 12%, государственный бюджет – 15%, рынок услуг 32%. На 20% выросла средняя зарплата работника отрасли, и теперь составляет около 970 грн.
Задания, которые ставит перед собой Министерство – тоже не из легких. Во втором полугодии 2005-го необходимо решить ряд немаловажных вопросов: организовать движение скорых поездов по сообщению Киев-Москва, начать строительство контейнерных терминалов в Одесском и Ильичевском портах, продлить работы по реализации программы автобусных соединений на периферии (168 сел ждут этого до конца года), довести количество основных телефонов до 25 единиц на сотню жителей, ввести в эксплуатацию еще 150-километровый участок трассы Киев-Одесса, и 224-километровый трассы Киев-Чоп во Львовской области и Закарпатье.
Политика Министерства в сфере Евроинтеграции кроме всего прочего предусматривает адаптацию национального законодательства к нормам ЕС. В рамках реализации правительственной программы «Навстречу людям» разрабатываются проекты измененных законов Украины «Об автомобильном транспорте», «О международном реестре суден», «О внутреннем водном транспорте». Новое руководство Минтрансвязи надеется, что, развивая транспортный потенциал и расширяя международные транспортные коридоры, вскоре удастся расширить объемы сотрудничества с ЕС, обеспечить присоединение Украины к международным конвенциям и договорам в транспортной отрасли.
ELCOMART.NEWS Вячеслав Глембоцкий
agrinews.com.ua