Бактерии теряют чувствительность к действию антибиотиков. Фармацевтическая промышленность неустанно синтезирует другие. Однако известно, что возможности синтеза антибиотиков ограничены. Проблема развития устойчивости бактерий к антибиотикам уже достигла всемирных масштабов, что сулит нам мрачное будущее. Но не все так бесперспективно, ведь в природе есть вирусы, которые являются прирожденными убийцами бактерий. Бактериофаги становятся новой надеждой человечества в противостоянии инфекциям.
Бесконтрольное применение антибиотиков и развитие механизмов защиты у бактерий ставит под вопрос их возможное широкое применение в будущем. С момента создания антибиотикам пророчилась судьба избавителей от всех инфекций. Существовал даже план, к какому году будут побеждены такие-то и такие-то инфекции. Однако природа распорядилась по-своему, пишетsunhome
Теперь уже никто, наверное, не таит в себе подобных надежд. Но, как известно из любых ситуаций есть выход, поэтому взоры ученых вновь обратились к хорошо забытому старому, а именно к бактериофагам.
Пришел, увидел, победил
Бактериофаг представляет собой вирус, который охотится и убивает бактерии. Значит не все вирусы одинаково «полезны»! Есть и те, кто занимает и нашу сторону. Бактериофаги – убийцы весьма специализированные, поэтому для определенных бактерий существует свой убийца.
Как же бактериофаг это делает? Как и любой другой вирус, бактериофагу необходимо внедрить свой генетический материал в клетку. Он присоединяется к бактерии при помощи своих хвостовых нитей. Затем используя ферменты и стержень, впрыскивает свою ДНК или РНК внутрь клетки.
Ну а затем все развивается по стандартному сценарию. Ферменты бактериофага уничтожают генетический материал бактерии, и ее органеллы начинают синтезировать белки вируса. После создания необходимого количества белков, клетка полностью распадается, и из нее появляются 100-200 новоиспеченных убийц, готовых продолжать дело предка.
Открытие и применение
Изучение бактериофагов началось в Индии с экспериментов Эрнеста Ханкина (1896 год), который изучал целебные свойства реки Ганг. Священную реку считали продолжением волос бога Шивы, и она успешно излечивала даже от проказы. Поэтому Хапнкин искал в ней что-то очень маленькое, но видимо очень целебное.
Бактериофаги во время работы. Фото: Dr. George Chapman/Getty Images
В дальнейшем исследования переместились в Великобританию, а в 1917 году с легкой руки Феликса д’Эреля из Института Пастера это «нечто маленькое» получило название «бактериофага» (пожирающего бактерии). Затем к исследованиям бактериофагов немного охладели в связи с началом эры антибиотиков, и они были забыты.
Но в последнее время интерес к ним снова разгорелся, и стало появляться все больших новых исследований. Их применение стало более широким. К примеру, в США управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами (FDA) активно использует бактериофаги для обеззараживания пищи.
В России также существует множество препаратов бактериофагов как против конкретных инфекций (стафилококка, стрептококка, синегнойной палочки и др.), так и поливалентных (интестифаг, тафаг). Но большинству людей они не известны. В нашей стране люди в основном ориентированы на использование антибиотиков, хотя зачастую для этого даже нет показаний.
Тем временем бактериофаги обладают существенными преимуществами перед антибактериальными препаратами. Они специфичны, не вызывают дисбактериоза и у бактерий не вырабатывается к ним резистентность. Быть может бактериофаги - будущее медицины.
E-NEWS
agrinews.com.ua