• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • США уходят из «большого космоса» - «Атлантис» начал последний в 30-летней истории шаттлов полет
    Опубликовано: 2011-07-12 13:30:36

    Запуском «Атлантиса» США завершают 30-летнюю программу «Спейс шаттл», с которой целое поколение американцев ассоциирует успехи в освоении космоса.

    С космодрома на мысе Канаверал во Флориде, несмотря на неблагоприятную погоду, стартовал шаттл «Атлантис». После возвращения (ожидается, что это произойдет через 12 суток) «Атлантис» наряду с «Индевором», «Дискавери» и никогда не летавшим прототипом «Энтерпрайз» займет место в музее. 30-летняя программа «Спейс шаттл», с которой целое поколение американцев ассоциирует успехи в освоении космоса, станет частью истории. США сэкономят миллиарды долларов, тысячи сотрудников НАСА потеряют работу, а космические планы нации, представитель которой первым высадился на Луне, на ближайшие годы будут зависеть от наличия свободных мест на российских «Союзах».

    Первоначальный план американцев предусматривал одновременное строительство флота челноков и орбитальной станции. Однако президент Ричард Никсон, санкционировавший создание шаттлов в 1969 году, счел, что Соединенные Штаты не потянут два столь затратных проекта. Приоритет в годы холодной войны был отдан созданию космических кораблей. Несмотря на то, что НАСА формально является гражданским агентством (у Пентагона есть собственная космическая программа), американские военные всегда были заинтересованы в проекте «Спейс шаттл». Грузовой отсек челноков был сконструирован таким образом, чтобы разместить в нем военные спутники.

    Сам факт того, что от использования челноков не отказались намного раньше, не может не удивлять. Программа «Спейс шаттл» никогда по-настоящему не устраивала ни «космических кадетов» — сторонников выхода за пределы земной орбиты, мечтающих о появлении базы на Луне и на Марсе, ни их идеологических противников, которые считали, что потраченные на создание и эксплуатацию шаттлов миллиарды долларов лучше было бы направить на более земные цели. Неслучайно журнал The Economist назвал шаттл «летающим компромиссом».

    Инженеры НАСА убеждали Конгресс, что со временем шаттлы смогут летать на орбиту раз в неделю, и такая частота запусков позволит компенсировать расходы на создание и обслуживание многоразового корабля. На деле в год удавалось запускать лишь несколько челноков, причем данные о стоимости каждого полета противоречивы. Независимые эксперты говорят о 1,5 млрд долларов, НАСА заявляет о 450 млн, что примерно в 4 раза дороже запуска российских «Протонов», остающихся практически неизменными на протяжении полувека. При этом грузоподъемность российской ракеты-носителя такая же, как у шаттла, на что не раз обращали внимание критики программы «Спейс шаттл».

    Другим их козырем были проблемы с безопасностью челноков: две катастрофы унесли жизни 14 астронавтов. В 1986 году вскоре после старта взорвался «Челленджер», в 2003 году при входе в атмосферу погибла «Колумбия». После трагедии 8-летней давности у НАСА появилось правило: после старта одного шаттла держать другой «под парами», чтобы в случае нештатной ситуации он мог вернуть на Землю экипаж аварийного корабля. В случае с пятничным запуском «Атлантиса» такой возможности не будет, поэтому американское космическое ведомство заранее договорилось с «Роскосмосом» о том, что при возникновении проблем астронавтов эвакуируют с орбитальной станции на «Союзах». Российские корабли трехместные, поэтому экипаж «Атлантиса» сокращен до четырех человек вместо обычных шести-семи.

    Несмотря на две катастрофы, общий уровень безопасности программы «Спейс шаттл» неплох: успешными были 133 полета. Предшествующая космическая программа, «Аполлон», была опаснее: две неудачи на 16 запусков. Один из них завершился гибелью трех астронавтов, в другой раз корабль чуть было не потеряли в космосе из-за взрыва кислородного баллона, экипажу с риском для жизни удалось вернуться на Землю.

    Без шаттлов не было бы МКС, они доставляли на орбиту астронавтов и модули для строительства, сказал BFM, подводя итоги 30-летней службы челноков, летчик-космонавт Геннадий Падалка. The Economist основным успехом программы называет ремонт на орбите очень дорогого телескопа «Хаббл». Юрий Караш, -корреспондент российской академии космонавтики, магистр внешней политики Высшей школы международных исследований имени Пола Нитце при Университете имени Джонса Гопкинса, в беседе с BFM привел целый перечень удобных и полезных вещей, которые мы унаследовали от американской космической программы: от застежек-липучек и ортопедических матрасов до антисептика мирамистин.

    Но есть и еще один, нематериальный и, возможно, самый важный результат. Полеты в космос перестали казаться чем-то экстраординарным, превратившись в глазах обывателя в важную, но рутинную работу. Американцы свыклись с мыслью о своем превосходстве в космосе. Поэтому многие так болезненно реагируют на свертывание программы «Спейс шаттл» и отсутствие внятных разъяснений от администрации Белого дома относительно планов на будущее. Программную космическую речь Барака Обамы о допуске к орбитальным перевозкам частного бизнеса и намерении после 2030 года отправить человека к Марсу критикуют за расплывчатость формулировок и нечеткость идей.

    Неназванный источник в НАСА посетовал в интервью агентству Reuters, что речь идет о плохом политическом прогнозировании и отсутствии внятных сигналов из Вашингтона относительно планов на будущее. К хору критиков примкнул даже обычно сдержанный Нейл Армстронг, в 42 года первым высадившийся на Луне. В широко цитируемой американскими газетами статье он написал о «закате пилотируемой космонавтики» и «отсутствии стройного плана по поддержанию лидирующих позиций США».

    Ответ главы НАСА Чарльза Болдена не замедлил себя ждать: «Когда я слышу разговоры о том, что последний полет шаттла означает окончание американской пилотируемой программы, я думаю, что эти люди живут на другой планете».

    Если с доставкой астронавтов на МКС на ближайшие годы вопрос вроде бы закрыт (за провоз одного американца России, как сообщал BFM, будут платить 63 млн долларов), то что делать с отправкой грузов для американского сегмента станции, не понятно. «Ситуация может стать критической. «Союзы» хорошо доставляют людей, грузы, но у американцев нет договоренности с Роскосмосом относительно использования «Прогрессов» для доставки американских грузов на борт МКС. Поэтому у США сейчас достаточно напряженная ситуация», — объяснил суть проблемы Юрий Караш.

    «Преемником» шаттла в НАСА называют корабль «Дракон» — пока проект находится в тестовой фазе. Компания-разработчик провела экспериментальный запуск нового корабля и смогла вернуть его на Землю. Проблема — в позиции Роскосмоса. Еще в апреле руководство российского агентства предупреждало, что не позволит непилотируемому «Дракону» приблизиться к МКС или совершить стыковку со станцией в обозримом будущем, пока не сочтет эти маневры достаточно безопасными. Вслед за грузовыми кораблями в космос, надеются в НАСА, отправятся пилотируемые «Драконы», способные взять на борт до семи человек.

    По материалам: BFM

    Инф. delo

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.