В интервью РБК-Украина глава представительства Еврокомиссии в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра рассказал о будущем Соглашений между Украиной и Евросоюзом о зоне свободной торговли (ЗСТ) и об ассоциации, а также о предоставлении ЕС финансовой помощи официальному Киеву и российском лобби в структурах ЕС.
РБК-Украина: Как Вы считаете, какие этапы остались в процессе переговоров по подписанию соглашения между Украиной и Евросоюзом о ЗСТ? Когда Украина может рассчитывать на подписание этого соглашения?
Жозе Мануэль Пинту Тейшейра: На данный момент переговоры идут уже порядка полутора лет. Общая идея заключается в максимальной либерализации доступа на соответствующие рынки. Собственно говоря, поэтому оно и называется - глубокое и всеобъемлющее соглашение о ЗСТ.
На ваш вопрос достаточно сложно ответить. Я не могу сказать, какие опасения и ожидания есть у украинской стороны в этом контексте. Но, что касается европейской стороны, то идея заключается в свободном рыночном доступе продукции Евросоюза на украинский рынок. Таким же образом, когда будет подписано соглашение о ЗСТ, украинские товары смогут получить аналогичный доступ к европейским рынкам.
Рынок ЕС является самым большим в мире и самым высоким с точки зрения потребительских способностей. Если такое соглашение подписано, то ожидания Евросоюза в том, что Украина должна соответствующим образом провести реформы, трансформации, либерализовать торговлю.
Украинская экономика должна основываться на четко определенных правилах. Мы ожидаем, что уровень благосостояния в Украине повысится и будет сравним с развитыми европейскими странами. Таким образом, несмотря на тот факт, что в численном выражении украинский рынок составляет меньше 10% по сравнению с европейским рынком, он все равно будет оставаться интересным для европейцев.
Совершенно очевидно, что подобного рода соглашение повлечет за собой больше реформ и преобразований в Украине чем в ЕС, поскольку рынок Евросоюза уже сейчас является очень контным и базируется на четко определенных правилах. Если Украина не воспользуется этой возможностью, не проведет соответствующие реформы, не сможет выпускать продукцию необходимого уровня, то она потеряет возможности по привлечению инвестиций, по созданию и развитию предприятий, по созданию и расширению базы по трудоустройству. Все эти возможности способствовали бы и в улучшению доступа украинских продуктов и на рынки в других частях мира.
Если Украина не захочет что-либо менять, то ЗСТ особо интересным для нее не будет. Если же Украина начнет делать эти преобразования и действовать соответствующим образом, то сможет принимать определенные решения, проводить реформы - и этот процесс пойдет интенсивнее. От этого процесса Украина очень серьезно выает. Это задача, которая стоит перед группой экспертов, которые представляют Украину в этом процессе. Они должны провести общую оценку, какие сферы экономики будут наиболее подвержены этим изменениям, какие возможности появятся в этих секторах экономики. Также следует понимать, что будут как победители, так и проавшие.
В подобном процессе переговоров обычно обе стороны согласовывают такое понятие, как «переходной период». Особенно это касается чувствительных областей и сфер экономики. В данном случае, украинская сторона должна рассмотреть, на какие промышленные отрасли при открытии рынков будет оказано мгновенное влияние, и определить, что нужно сделать в переходный период - в ближайшие 5-10 лет. Появятся новые инвестиции, которые приведут к созданию новых предприятий и видов деятельности, и, таким способом будет создана возможность компенсировать негативные явления.
Подводя итог. Когда Украина сможет подписать это соглашение? Когда эксперты и специалисты с украинской стороны, отвечающие за ход переговоров, смогут провести все оценки и принять внутри Украины все соответствующие решения. С подписанием ЗСТ Украина станет абсолютно другой страной.
Можно посмотреть на Европу, на ближайших соседей Украины -страны, которые еще 20 лет назад были частью т. н. коммунистической экономики. Там проведены соответствующие реформы. Да, были проблемы с занятостью, поскольку в коммунистической экономике было понятие «полная занятость». Но, в большинстве своем, это была искусственно созданная полная занятость. Тем не менее, после проведения реформ, уровень благосостояния этих стран повысился. Отдельные страны имеют экономические показатели даже выше, чем в среднем по Евросоюзу.
РБК-Украина: Какие этапы остались в процессе подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом? Может ли Украина рассчитывать, что при президентстве Виктора Януковича это соглашение будет не только подписано, но и ратифицировано обеими сторонами?
Ж.М.П.Т.: Соглашение о ЗСТ и Соглашение об ассоциации - это две части одного большого соглашения, хотя переговоры о ЗСТ и об ассоциации ведутся отдельно, учитывая специфичность и сложность вопроса по торговле. Также по разным компонентам ведутся переговоры, которые в более широком кругу называются соглашением о ЗСТ. В любом случае, это соглашение может быть подписано только тогда, когда будут сняты все знаки вопроса.
Условием для подписания Соглашения не является сам факт проведения определенных реформ. Многие из этих реформ Украине нужно провести в том или ином случае. Нет тех реформ, которые должны быть выполнены прежде, чем будет подписано Соглашение. Как только Украина согласится с условиями Соглашения и почувствует, что оно может быть подписано - Соглашение может быть подписано. Как только оно подписано - появится юридическое обязательство Украины к проведению в течение определенного срока указанных реформ. Этот срок называется период выполнения Соглашения. Это может быть десять и более лет.
Подписание Соглашения об ассоциации зависит от политической воли украинской стороны. Вполне возможно, что Соглашение об ассоциации может быть подписано в течение каденции Виктора Януковича.
А процесс ратификации предполагает участие многих парламентов, но это не настолько длинная процедура по времени. Также соглашение может предусматривать такую возможность, когда его определенные части начинают действовать еще до выполнения всех формальностей, связанных с ратификацией.
Следует напомнить, что сотрудничество Евросоюза и Украины длится уже более десяти лет. Это сотрудничество охватывает практически все сектора, например сектор судебной реформы, охрана окружающей среды, агропромышленный комплекс, государственное управление. Задействованы достаточно серьезные финансовые средства и экспертная помощь Евросоюза. Этот процесс реализуется при участии партнеров с украинской стороны, предполагает передачу ноу-хау, предоставление технической помощи, участие в разработке законодательной базы. Это не означает, что только после подписания Соглашения украинские партнеры смогут узнать, какими должны быть их действия. Вся работа, которая ведется в данный момент, находится в абсолютном соответствии с положениями Соглашения об ассоциации.
Сейчас Украина имеет абсолютно все инструменты, доступные странам-кандидатам на ство в ЕС, таким, как, например, Хорватия. Единственное, чего нет у Украины - это решения или соответствующих законов, которые сделают эти инструменты, техническую помощь наиболее эффективной.
Если привести в пример футбольный чемпионат, то Украина сейчас пользуется услугами лучших тренеров. Когда она примет решение о реальном участии в таких соревнованиях, то она сможет показать то, чему научилась у этих лучших тренеров.
РБК-Украина: Как с переговорами о подписании этих Соглашений корреспондируются заявления нынешнего правительства Украины о ЕЭП и Таможенном союзе?
Ж.М.П.Т.: Процесс, связанный с подписанием Соглашения об ассоциации и ЗСТ никоим образом не совместим с Таможенным союзом, поскольку ни одна страна не может находиться одновременно в двух таможенных союзах. Но может иметь место льготный доступ, с точки зрения торговли, к другим регионам, - это не является несоответствием.
Это детали, которые должны очень серьезно рассматривать в контексте подготовки и проведения переговоров по ЗСТ.
РБК-Украина: Можно ли прогнозировать, что Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом после Белоруссии?
Ж.М.П.Т.: Теоретически - да, поскольку мы не можем исключить ситуации, что Белоруссия изменит свою политику и взгляд на вопросы, связанные с политикой, демократией, правами человека, начнет использовать процесс, предусмотренный для подписания Соглашения об ассоциации. Мы не можем исключить, что этот процесс в Белоруссии пройдет быстрее, чем в Украине, поскольку каждая страна оценивается по ее конкретным заслугам.
Но Евросоюз ни сейчас, ни в будущем не сможет сказать, что сначала мы решим вопросы с Украиной и с Белоруссией, а затем будем рассматривать другие страны. Каждая страна рассматривается по своим заслугам.
Я на собственном опыте имел возможность видеть пример, связанный с Балканским регионом. Македония даже подписала Соглашение об ассоциации. На тот момент у их соседей - хорватов - был еще авторитарный режим. Но после смены режима Хорватия провела все необходимые реформы, стала соответствовать всем требованиям ЕС. На данный момент Хорватия значительно ближе к ЕС. Единственный вопрос, который необходимо решить хорватам - определить окончательную дату вхождения в Евросоюз.
Другой пример, Молдавия начала переговоры о том же самом Соглашении об ассоциации. Затем, в декабре прошлого года Украина и Молдавия присоединились к Договору энергетического сообщества ЕС. Обе страны присоединились при условии принятия необходимых законодательных актов. Эти законы уже приняты в Молдавии, она является полноправным ом энергосообщества, а в Украине эти законы до сих пор не приняты.
РБК-Украина: Какие задачи ЕС и Еврокомиссия считают первоочередными для Украины на пути движения в европейское сообщество?
Ж.М.П.Т.: Есть необходимость продвигаться постепенно. Cоглашение об ассоциации содержит перечень требований. Среди основных - политическая стабильность, поскольку мы, ЕС, хотим иметь собеседника, который не только берет на себя определенные обязательства, но и способен их реализовывать, что абсолютно невозможно без политической стабильности.
Также одни из основных требований - установление и обеспечение верховенства права, создание полностью функционирующей рыночной экономики. Это не один момент - это целый спектр вопросов, который зависит от реформ, в контексте которых огромное значение имеет результат.
РБК-Украина: Насколько возможен сценарий, о котором ранее говорил нынешний вице-премьер Владимир Семиноженко, проводить евроинтеграцию Украины вместе с Россией? Насколько возможна интеграция России в Евросоюз?
Ж.М.П.Т.: Теоретически двери для России в Евросоюз открыты. Россия - европейское государство, а наш основной базовый принцип говорит о том, что любое европейское государство, отвечающее соответствующим критериям, может претендовать на ство в ЕС. На данный момент, насколько нам известно, у России нет такого желания. Может быть, ситуация в будущем изменится.
Что касается моего комментария на заявление вице-премьера В.Семиноженко, если Украина этого действительно хочет, то результат будет очень нескоро. В данном вопросе Украина должна будет полагаться не только на собственную волю, но и на волю кого-то другого. Этой воли на данный момент нет. То есть, если это и будет происходить, то это (совместная интеграция) будет проходить очень медленно.
Но я не знаю, в каком контексте делал свое заявление В.Семиноженко. Может быть, наоборот, имелось в виду то, что Украина будет продвигаться в ЕС теми же темпами, что и сейчас. А когда это произойдет, то Россия посмотрит, что в Украине лучше живут - и это станет поводом для России пересмотреть в целом свои взаимоотношения с Евросоюзом.
Есть примеры экономической интеграции с ЕС - без политической. Это Норвегия и Швейцария.
РБК-Украина: Готов ли и на каких условиях Евросоюз принять участие в модернизации украинской ГТС?
Ж.М.П.Т.: ЕС подписал совместно с Украиной декларацию 23 марта 2009 г. по реформированию украинской ГТС. Там абсолютно четко прописаны все условия и реформы, которые должна провести у себя Украина, чтобы иметь возможность получить средства. Это связано не только с вопросами транзита газа, но со всей газовой индустрией - транзит, потребление, поставка украинским потребителям.
Основная идея в том, чтобы сделать все эти вопросы максимально прозрачными, базирующимися на рыночных принципах, на конкретных правилах ы. Компания НАК «Нафтогаз Украины» должна вести прозрачную четкую и понятную бухгалтерию: вот это доходы, полученные от транзита газа, это - цены, которые были оплачены, это - расходы, это - цены, которые были оплачены за приобретение газа, эти тарифы оплачивают наши партнеры за транзит газа. Все это призвано сделать газовую индустрию, газовый сектор состоятельным и способным к развитию в дальнейшем.
РБК-Украина: Действительно ли немецкий энергетический концерн RWE и австрийская компания OMV заинтересованы в участии модернизации украинской ГТС? На каких условиях это возможно? Если будет принято решение об участии Евросоюза в модернизации, будут ли выдвигаться требования по установке счетчиков на газ на украинско-российской границе?
Ж.М.П.Т.: В первую очередь, эти компании - крупнейшие операторы газового рынка в ЕС. Мы не имеем права диктовать им, как вести свой бизнес, с кем сотрудничать. Это не "Газпром" и не "Нафтогаз", принадлежащие, соответственно, правительствам России и Украины.
Вопрос газовых счетчиков должна решить сама Украина. Евросоюз не может решать вопрос устанавки счетчиков на украинской территории. Но этот проект развивается. Есть специальная техническая группа, в состав которой входят Еврокоммиссия, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и Всемирный Банк - они работают совместно с украинскими партнерами. Совместные заседания проводятся регулярно.
РБК-Украина: Насколько участие Европы в строительстве Северного и Южного потоков сочетается с модернизацией украинской ГТС и увеличением ее пропускной способности? Не опасаются ли Брюссель и Страсбург, что после участия в проектах "Газпрома" ЕС окончательно посадит себя на "российскую энергоиглу" и не поставит ли это крест на переходе ЕС на сжиженный газ и альтернативные источники энергии?
Ж.М.П.Т.: Южный и Северный трубопроводы - это не европейские проекты в том смысле, что они не вовлекают средства европейских налогоплательщиков. В реализации этих проектов принимают участие частные европейские компании.
Если европейские и российские компании действуют напрямую между собой, то у них есть определенный обоюдный интерес. Другие вопросы можно дискутировать.
Конечно, с реализацией данного проекта объемы транзита газа через территорию Украины могут и снизиться, и увеличиться. На данный момент Украина поставляет в Европу 80% от объемов общего транзита газа. 20% поставляется через территорию Белоруссии. Насколько эти объемы изменятся в будущем - нам тяжело сейчас спрогнозировать.
Альтернативные источники энергии в Европе продолжают развиваться. Есть альтернативы газу - это и сжиженный газ, и ветряная энергия, и гидроэнергия, и ядерная энергетика. Это (переход на альтернативные источники энергии) также происходит в контексте снижения объемов потребления газа. Это обусловлено не только финансовой стороной вопроса, но и тем, что большей части этих ресурсов (газа, в частности) нет в странах Евросоюза.
Также это касается и вопроса охраны природы, поскольку стоит задача борьбы с изменением климата и снижением эммиссий в атмосферу. Для этого нам нужно развивать обновляющиеся источники энергии.
РБК-Украина: Шведские аналитики утверждают, что у России достаточно серьезное лобби и в Европарламенте, и в исполнительной власти ЕС. Насколько это верно и ощущается ли такое лобби?
Ж.М.П.Т.: Лобби, как таковые, существуют, этого никто не сможет отрицать. Что касается данного вопроса, то тут все зависит от того, что именно стоит на повестке дня, поскольку есть моменты, определенные принципы, против которых Евросоюз не пойдет никогда. Важно то, что мы принимаем решения, которые базируются на наших ценностях и принципах.
РБК-Украина: Украина согласилась увеличить транзит нефти из России в Европу. Сколько дополнительно нефти, поставляемой через наше государство, готовы закупать структуры, работающие в Евросоюзе? По прежнему ли ЕС заинтересован в аверсе "Одесса - Броды"? Какие шаги были предприняты в этом направлении за последние полгода?
Ж.М.П.Т.: Институции Евросоюза не покупают нефть. На этот вопрос должны отвечать компании, которые закупают нефть в РФ. Следует принять во внимание экономические соображения - какие маршруты поставки нефти являются наиболее выгодными для данных компаний.
Это же касается и "Одесса - Броды". ЕС не финансирует этот проект. Если в конечном итоге его аверс окажется экономически жизнеспособным, то, наверняка, появятся финансовые организации, которые смогут выделить нужные кредиты. А если выделяются кредиты, то ожидаются определенные доходы от этой деятельности и, таким образом, аверс "Одесса - Броды" сможет функционировать.
РБК-Украина: Экс-вице-премьер Григорий Немыря говорил РБК-Украина о том, что европейские финансовые структуры, в частности ЕБРР, могут предоставить Украине долгосрочный кредит в объеме до 500 млн евро. Когда можно ожидать поступления этих средств?
Ж.М.П.Т.: Если речь идет о ЕБРР, то у них свой процесс принятия решений. Если же речь о макрофинансовой помощи от Евросоюза, которая будет дополнением к средствам МВФ, то она будет предоставлена после того, как Украина возобновит свое сотрудничество с Фондом. Мы в прошлом году готовили выделение этой помощи для Украины, пока сотрудничество с МВФ не было заморожено.
Беседовала Анастасия Горбенко
Инф. rbc
agrinews.com.ua