Во время кризиса компании экономят буквально на всем, в том числе и на офисных площадях. Размер офисной кабинки сокращается, а вместе с ним сжимается и чувство собственного достоинства работников.
«Большинство наших клиентов постепенно сокращают размер личного пространства, того, которое мы называем «моим», – говорит Том Получчи, вице-президент и директор по проектированию интерьера HOK Group, международной архитектурной и дизайнерской фирмы.
Он говорит, что новые рабочие места, сконструированные HOK, в среднем составляют 4,3 квадратных метра вместо 5,8 пять лет назад. Толщина и высота перегородок между кабинками также уменьшается.
Представители компаний Rivals Stantec, DEGW, Mancini Duffy и M. Arthur Gensler Jr. & Associates подтверждают существование тенденции. Они утверждают, что компании разных масштабов, работающие в самых разных областях, могут сокращать площадь офисного пространства на одного человека на целых 50%, а арендованные площади в целом – на 25%.
Некоторые компании убирают перегородки между кабинками и устраивают открытую планировку офиса. Другие ликвидируют рабочие места тех сотрудников, которые работают преимущественно за пределами офиса или проводят большую часть времени на встречах. Ведь, по оценке Gensler, в любой отдельно взятый момент 60% работников будут отсутствовать на своих местах, пишет Slon.
В сентябре 2008 года страховая компания MetLife перевезла около 1200 сотрудников в офисное здание в Манхэттене, общей площадью около 27 000 квадратных метров – на 25% меньше, чем их предыдущее здание на Лонг-Айленд. Кабинки теперь имеют площадь в 3,6 квадратных метра вместо 5,8, кабинеты – около 9 квадратных метров вместо 14.
Площадь помещений общего пользования – такие, как конференц-залы и комнаты для отдыха, – увеличилась примерно на 20%, а около 300 сотрудников больше не имеют постоянного рабочего места. «Мы найдем им какое-нибудь место, где можно присесть и быть в контакте с коллегами», – говорит Джон Васкез, вице-президент компании по корпоративным вопросам.
С помощью Gensler компания MetLife попыталась сделать уменьшившиеся рабочие места более удобными. Мехмет Озпай, помощник вице-президента MetLife, говорит, что его новый офис площадью в 9 квадратных метров выглядит больше, чем предыдущие, потому что в нем больше места для хранения бумаг и личных вещей, а также стеклянные стены.
«Такая комната провоцирует на взаимодействие, – говорит Озпай, пояснив, что непрозрачные стенки прежнего кабинета не давали увидеть, что происходит в комнате или снаружи. – Теперь, если коллеги видят, что ты не погружен в телефонную беседу, они могут войти или помахать рукой, спрашивая, занят ли ты».
Многие компании сокращают рабочее пространство в целях экономии, но некоторые также стараются при этом продвигать сотрудничество. Два года назад PR-компания Steinreich Communications перевела 15 сотрудников в офис площадью 280 квадратных метров – из офиса в 460 квадратных метров в том же здании в городе Хакенсак, штат Нью-Джерси. Этот переезд сократил расходы на аренду на 25%. Также компания установила новые перегородки высотой 56 см, а не 74, как прежде.
«В результате, как мы обнаружили, сильно активизировалось наставничество», – говорит Стэн Стейнрейх, президент и генеральный директор компании. Он говорит, что младшие сотрудники начали перенимать методы работы, которые увидели в действии у более опытных работников.
Бретт Виднесс, старший программный менеджер в AOL Real Estate в Даллесе, штат Вирджиния, говорит, что его производительность выросла после переезда в новый офис с перегородками высотой 42 см – а прежде было 56. Теперь, по его словам, он может напрямую видеть сидящих неподалеку коллег и общаться с ними, а не писать им письмо по электронной почте и ждать ответа. «Все стало проще», – говорит он.
Но стесненные обстоятельства и открытая планировка могут создавать и сложности. Дэвид Льюис, президент компании по подбору персонала OperationsInc (Стэмфорд, штат Коннектикут), говорит, что открытая планировка и низкие перегородки могут приводить к конфликтам в коллективе и ускорять текучку кадров.
«Теперь все суют нос в чужие дела, – говорит он. – Это создает в офисе такую напряженную атмосферу, которой не было никогда раньше. Люди не могут сконцентрироваться на работе, потому что сидят, уставившись друг на друга».
В мае 2008 года рекламная фирма из Миннеаполиса Fallon Worldwide отказалась от открытой планировки офиса, разработанной в 2000 году, и снова установила кабинки, в результате чего у сотрудников оказалось на 2 квадратных метра меньше личного пространства. Открытая планировка подрывала производительность, рассказывает Кэрри Донован, директор по делопроизводству.
Лайнус Райт, менеджер проектов небольшой юридической компании в Миннеаполисе, после переезда в прошлом году в офис меньшей площади с личными кабинками размером 1,8 на 1,8 м (вместо 2,4 на 2,1 м), обнаружил еще одну сложность. Звонить по личным делам и пользоваться интернетом в личных целях стало опаснее. «Нужно в самом деле держать ухо востро, – говорит Райт. – Попасться теперь гораздо проще».
Другие вынуждены приспосабливаться. Моника Хэли, младший маркетолог в телекоммуникационной компании VoicePulse, говорит, что уже освоилась с привычками своих коллег после того, как фирма переехала в июне в Джеймсберг, штат Нью-Джерси, в офис без отдельных кабинок. Коллега, который барабанит пальцами по столу, сначала «страшно бесил», говорит она, «но сейчас это уже, в общем-то, привычный фоновый шум».
Инф. delo
agrinews.com.ua